logo
Анализ особенностей стиля модерн в Европе, США и России

2.1 Ранний модерн в Европе

Уже предыстория модерна предопределила ведущую роль Англии на раннем этапе развития стиля. Англия выступила как зачинатель стиля модерн.

Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую "Павлинью комнату", оформленную Д. Уистлером в Лондоне ещё в 1877 году (приложение 1). Фигуры гигантских птиц -- павлинов, написанные на стене, несколько раз повторяются в общей композиции комнаты. Одиночные или скомпонованные попарно, эти фигуры укладываются в отдельные панно, расстилающиеся по стене от пола до потолка и в промежутках прерванные деревянными панелями с резными деталями, тонкими балясинками, полочками. Сами фигуры павлинов, ставших в модерне своеобразным знаком стиля, трактованы плоскостно. Они словно расположили по поверхности все свидетельства своей необычайной красоты, превратившиеся в части орнамента. Графическое начало сочетается в этой росписи с декоративностью; гнутые линии контуров укладываются в строгие прямоугольные рамы: обилие деталей, сконцентрированных в некоторых местах, соседствует с пустотами. Так или иначе, здесь все достаточно типично уже для созревшего и родившегося стиля.

В 1882 году была организована "Гильдия века". Свою задачу члены этой гильдии видели в завоевании тех областей, в которых прежде господствовали не художники, а дельцы-ремесленники, не вносившие творческое начало в свою работу. Этими областями были: оформление интерьеров, керамика живопись на стекле, изделия из стекла или металла мелкая скульптура декоративного характера, декоративная живопись, мебель. В этих областях чрезвычайно широкое распространение получили ремесленные поделки, начисто лишенные художественного качества. Их и намеревались вытеснить мастера "Гильдии века".

В "Гильдию века" входили Макмардо и Имейдж, оставившие заметный след в истории искусства модерна, особенно в области прикладного искусства и графики. Макмардо многократно обращался к мотиву подсолнуха (приложение 2), который он по-разному варьировал и стилизовал, используя его и в ширме 1884 года, и в одном из первых образцов мебели этого стиля -- в стуле 1881 года. В ширме Макмардо дает более успокоенный, условный вариант композиции, что объясняется во многом своеобразием формы и конструкции ширмы, украшенной орнаментализированными цветами. Каждая из створок ширмы членится на три части, составляя своеобразный триптих. Боковые части этого триптиха узкие -- здесь размещается лишь по одному цветку, центральная часть вмещает два. Соотношения приблизительно такие же, как и в традиционном живописном триптихе, однако каждая из частей вытянута кверху. Листья подсолнухов, вздернутые вверх, иногда заходят на соседние плоскости "триптиха", как бы перешагивая через деревянные планки каркаса ширмы. Общая глобальная устремленность к орнаменту является и отличительной чертой ширмы Макмардо, выражая тем самым существенную черту стиля модерн. (приложение 2)

Через год после "Гильдии" было создано выставочное Общество искусств и ремесел, куда вместе с художниками "Гильдии" вошли Дрессер, Войзи, Эшби. Руководил Обществом Уолтер Крэн.

Рассмотренные явления позволяют заметить, что стиль модерн прежде всего формируется в графике и прикладных искусствах и что он рождает новый тип художника -- универсала и к тому же теоретика.

Франция оказалась в положении распространителя, реализатора стиля модерн. Нельзя не отметить таких мастеров, как Эжен Грассе и Эмиль Галле (приложение 3), которые создавали необыкновенные предметы интерьера в стиле Ар Нуво. Эжен Грассе работал одновременно и в иных видах искусства -- ему принадлежат витражи, картины, предметы прикладного искусства. У Грассе выработалась своя манера -- он любит работать широким цветовым пятном, но вместе с тем контуры фигур и предметов в его композициях больше тяготеют к натуре и более точно воспроизводят ее.

На выставке-1889 года широко демонстрировались изделия из стекла Эмиля Галле, изучавшего в молодости философию и ботанику, побывавшего в Англии и в 1874 году основавшего в Нанси вместе с отцом стекольную фабрику. В 80-е годы изделия Галле получили черты Ар Нуво. Его рюмки или вазы приобретали растительные формы. Они словно наделялись самостоятельной способностью расти, развиваться, обретать все новые и новые черты, подвергаться причудливым метаморфозам. Такие же возможности получают под руками Галле керамические изделия и предметы мебели (приложение 3).

Подлинный же стиль модерн пришел лишь с творчеством Гимара. Особенно -- прославился Гимар оформлением входов в парижское метро (1898-- 1904). Не случайно, модерн называли одно время в Париже "стиль метро", или "стиль Гимар" (приложение 4).

2.2 Зрелый модерн и поздний модерн в Европе