logo
Иллюстрирование литературного произведения

2.2 Композиционный замысел и разработка в эскизах структурно-композиционного решения темы

После того, как были сделаны необходимые зарисовки, учащиеся приступают к разработке эскизов композиционных листов, титульного листа, заставки, концовки по роману И.С.Тургенева. Работа начинается еще до того, как ребята успевают прикоснуться карандашом к бумаге. Замысел, эмоциональный настрой предшествуют: создается ли сложное композиционное произведение, идет ли непосредственно рисование с натуры или просто работа над наброском. Замысел неразрывен с воплощением. Он подразумевает и то, что хотят изобразить, и изобразительные средства, и воплощение в определенном материале. Если работать на листе при несозревшем замысле, как считает С.Г.Капланова, то работа будет иметь механический характер. Вот причина, по которой исключительное место должно быть отведено начальному этапу - вынашиванию замысла, наиболее цельному представлению образа. Важно иметь в виду, что сразу возникший образ - самый сильный. Почувствовав в себе идею замысла, юные художники должны стараться не дать ему ускользнуть и по горячему следу зафиксировать его.

Первостепенная задача, поставленная перед детьми, заключается в том, чтобы средствами выразительности выявить образность в рисунке. В первую очередь - это пластическая обработка характерных пропорций, подчеркивание ведущих контрастов. Чтобы выразить содержание в композиции, требуется организация рисунка, его сложность. Интересно отметить, что энергично намеченные уже на начальном этапе линии, выражающие основное композиционное решение, влияют на восприятие самого учащегося, на более уверенное продолжение им работы. Было замечено, если ученик начинал рисовать эскиз композиции быстро и уверенно, зная уже, что хочет изобразить, то работа его шла намного легче и быстрее. Стало понятно, что лишь глубокий замысел вдохновляет на творческое решение. Это вовсе не означает того, что в процессе работы задуманное не претерпевает никаких изменений. Первоначальный замысел в ходе работы должен обогащаться и совершенствоваться.

Хочется отметить, что в какой бы форме ни возникал образ, его появление в значительной степени обусловлено запасом зрительных впечатлений. Конечно, накопленный материал для создания композиции необходим. Но, с другой стороны, художнику нужно только то, что является обязательным для данной композиции. В процессе работы над композицией выяснится, а интуиция подскажет, чего не хватает. Поэтому не надо сразу же оснащать работу большим подсобным материалом. Постепенно можно прийти к самостоятельному целостному решению.

Сила и правда композиционного замысла во многом определяется поглощенностью темой ученика. Роль замысла не обязательно проявляется только в сложных композиционных построениях с развернутым многофигурным сюжетом. Ребята стараются браться сразу за работу над многофигурным сюжетом. Это для них, конечно, сложно. И не всегда получается, т.к. для решения сложного сюжета требуется яркое представление, смелое воображение. Обладать этими качествами важно и при решении кажущихся с виду доступных, простых мотивов, будь это пейзаж или просто рисунок одной фигуры. Необходимо представить себе не только выразительную пластику, общий силуэт фигуры, но и ее монолитный образ в масштабе и формате листа, почувствовать, что каждый элемент зависит от другого.

Для учащихся, которые испытывают трудности в рисовании человеческой фигуры, лучше подумать над эскизом композиции, где фигуры будут изображены вдалеке, на фоне пейзажа. Ведь через пейзаж можно предать эмоциональный настрой главных героев романа. Это может быть изображение свидания Елены Стаховой с Дмитрием Инсаровым. Надо сказать, что пейзаж и фигуры должны сливаться в одно целое, дополняя друг друга. Ребятам надо напомнить о том, что если пейзаж будет занимать довольно много места в композиции, то фигуры не должны потеряться в ней, наоборот, при первом взгляде бросаться в глаза. Как этого добиться - пусть подумают учащиеся.

В одном из композиционных листов можно вообще отказаться от изображения фигур. Но ощущение присутствия человека в ней должно быть. Это может быть композиция с изображением отъезда Елены из родного дома на родину мужа, в Болгарию (показать отъезжающую карету на фоне зимнего пейзажа).

Титульный лист, заставка и концовка должны составлять единое целое с иллюстрациями. В них можно не изображать фигуры действующих лиц. Это могут быть рисунки интерьера, предметы мебели XIX века, дом среди деревьев и многое другое.