logo
Анализ современного галерейного дела в Санкт-Петербурге

Введение

Возникновение художественных галерей современного искусства России в конце 80-х годов XX века, их бурное развитие было вызвано устойчивым интересом публики к искусству андеграунда и новым творческим тенденциям и свидетельствует о качественных изменениях в восприятии искусства современным зрителем. Именно современный зритель с его тонким психологическим строем и стремлением к индивидуальным формам сопереживания творчеству вызвал к жизни и утвердил художественные галереи в культурном пространстве России.

До конца XX века отечественная наука не рассматривала галереи современного искусства как организации, играющие значительную роль в формировании художественной и культурной жизни общества, задающие вектор развития современного искусства, в связи, с чем не определяла их роли и занимаемого места в культуре России.

Проблема исследования организации галерейного дела в крупных городах весьма актуальна. Современная культурная жизнь больших городов уже немыслима без таких очагов культуры, как музей, «малый музей», выставочный зал, художественная галерея. Подтверждение тому - постоянное внимание публики и всех средств массовой коммуникации (телевидения, радио, печатных изданий, Интернета) к культурной жизни общества и их стремление, в том числе, рассказать о деятельности самых разнообразных галерей. Исследования деятельности художественных галерей современного искусства необходимы как их организаторам, так и кураторам, зрителям, покупателям. Отсутствие научных исследований по данной теме лишает организаторов данных институций теоретической базы. В результате в настоящий момент организаторы галерей в основном опираются лишь на интуицию и анализ рынка произведений искусства. В связи с этим в конце XX и начале XXI веков, характеризующихся бурным развитием галерейного дела России, часть возникающих новых художественных галерей, не сумев найти и занять свою нишу и выжить в сфере товарно-денежных отношений, прекращают свое существование. В связи с этим рассмотрение роли художественных галерей современного искусства России, их деятельности, направлений развития и условий стабильного существования является актуальным.

Каких-либо фундаментальных разработок в России по истории развития галерейного дела и организации художественных галерей крайне мало. Как пишет Д. Барабанов, «несмотря на наличие ряда сложностей и неясных моментов как в оценке, так и в описании такого явления, как «галереи современного искусства», попытки изучения этой темы следует определить как эпизодические, а подчас бессистемные». Это обусловлено тем, что художественная галерея, будучи явлением сравнительно молодым, до сих пор не служила предметом научного исследования, так как основное внимание уделялось изучению музея как «храма искусства» и столпа культурной жизни советского, а позже российского общества, инструмента коллекционирования (собирания), хранения и экспонирования художественного достояния страны. И поскольку теоретических работ по исследованию развития именно галерейного дела фактически нет, то сделать какие-либо выводы о закономерностях организации галерейного дела в Санкт-Петербурге по литературным источникам не представляется возможным.

Существует значительное число исследований, посвященных истории неофициального искусства России XX века и общей истории художественных галерей современного искусства, критических публикаций о проводимых ими выставках, работ по организации деятельности камерных музеев и исследованию развития арт-рынка России. Однако изучение художественных галерей современного искусства как институций, играющих немаловажную роль в развитии и формировании культуры России, не проводилось, не исследовались также основные формы их существования, направления деятельности, не осуществлялась их типологизация, причем даже не ставились задачи такого рода. Художественные галереи современного искусства практически выпали из поля зрения современного искусствознания.

Актуальность темы настоящей дипломной работы обусловлена возникшим интересом научного и художественного сообщества к современному галерейному делу России и быстрыми темпами его развития.

Цель данного исследования - анализ современного галерейного дела в Санкт-Петербурге, определение роли и места художественных галерей в современной культуре Санкт-Петербурга, обозначение перспектив развития и совершенствования на примере арт-галереи «Onegin». Поставленная цель определила следующие задачи:

рассмотреть историю возникновения художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга;

изучить историю развития художественных галерей Санкт-Петербурга, работающих с середины 90-х годов XX века;

проанализировать деятельность художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и установить их роль в культуре;

определить специфику художественных галерей Санкт-Петербурга;

выделить основные типы художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга на основе анализа их деятельности, что позволит определить их место и роль в культурной жизни города, выявить оптимальные направления их развития в рамках существующего культурного пространства.

Объектом исследования стали современные процессы развития галерейного дела и художественного рынка России, обозначившие дифференциацию типов художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга и специфику их деятельности.

Предметом исследования являются художественные галереи современного искусства Санкт-Петербурга конца XX - начала XXI веков, взятые в специфике своей деятельности.

Гипотеза заключается в том, что небольшие арт-галереи, не имеющие достаточного имиджа на арт-рынке, посредством предоставления дополнительных культурных услуг населению, приобретают авторитет и представляют больший интерес для потенциальных потребителей культурных услуг.

Методы исследования: теоретический анализ, классификация, сравнение, наблюдение, беседы, опрос.

Базой исследования является художественная галерея современного искусства «Onegin».

Научная новизна заключается в выявлении закономерностей развития художественных галерей Санкт-Петербурга, проведении анализа их функций и содержания, определении их специфики и в типологизации художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга в зависимости от направления их деятельности.

Практическая значимость. Данное исследование может служить:

как научно-методическое пособие для организаторов художественных галерей современного искусства, дающего практические рекомендации по оптимизации деятельности данных институций в современных условиях;

как учебный материал для студентов, изучающих современный художественный рынок России;

как источниковедческая основа для научных исследований, связанных с изучением современной художественной культуры Санкт-Петербурга.

В первой главе «Особенности музейно-выставочной деятельности арт-галерей в России в конце XX- начале XXI века» автор рассматривает основные понятия музейно-выставочной деятельности, ее значение в жизни общества и

историю возникновения художественных галерей современного искусства Санкт-Петербурга. Во второй главе «Музейно-выставочная деятельность арт-галерей в Санкт-Петербурге» автор определяет специфику деятельности арт-галерей Санкт-Петербурга в конце XX - начале XXI века и классифицирует их. В третьей главе «Перспективы развития и совершенствования музейно-выставочной деятельности арт-галереи «Онегин»» автор рассматривает современное состояние музейно-выставочной деятельности вышеуказанной галереи, определяет перспективы развития и предлагает комплекс экскурсионных услуг, разработанный для данной галереи.