logo
Искусство советского плаката и фотомонтажа в творчестве Александра Родченко

1.2 Творческий портрет Александра Родченко

1.2.1 Биография А. Родченко

Родченко родился в Санкт-Петербурге в 1891 году. Отец -- Михаил Михайлович Родченко (1852--1907), театральный бутафор. Мать -- Ольга Евдокимовна Родченко (1865--1933), прачка.

«Родился над сценой театра, где отец работал бутафором, в Ленинграде. Театр и его жизнь, главным образом сцена и за кулисами, -- мне казались нетеатральными. Эта жизнь была для меня подлинной и реальной. По ту сторону занавеса театра -- зал, улицы, дома, город -- были странными, удивительными и непонятными. Бутафория отца, декорации и актеры, которых я знал, были близки и реальны. Несмотря на грим и костюмы, я их безошибочно узнавал. Часто играл детей, но боялся этой черноты кашляющего зрительного зала. Почему они все такие одинаковые и безликие... Мечты детства. Они сложились здесь. Я хотел быть ярким и ослепительным, выходить среди музыки и аплодисментов. Я мечтал о чем-то особенном и неизвестном» [6].

В 1902 году семья переехала в Казань, где в 1905 он окончил Казанское приходское начальное училище. В 1911--1914 учился в Казанской художественной школе у Н. И. Фешина, где в 1914 году познакомился с Варварой Степановой (рисунок 10). С 1916 года Родченко и Степанова начали совместную жизнь в Москве. В этом же году он был призван в армию и до начала 1917 года служил заведующим хозяйством Санитарного поезда Московского земства.

Рисунок 10 - А. Родченко и В. Степанова, 1936

Вот как отзывалась о нем в своем дневнике Варвара Степанова, его супруга:

«...Апатичный и даже, пожалуй, ленивый, раздражительный и нетерпеливый -- он совсем другой у своего стола, и понятна его нелюбовь к гостям, к хождениям куда-нибудь -- ибо это отрывает и отвлекает его от творчества… Мысль у него бежит скорее, чем он успевает ее реализовать... Его фантазия проявляется не только в творчестве, но и в обыденной жизни, в придумывании всевозможных выходов как практического, так и теоретического характера. И очень забавно, что он может упорно работать, чтобы построить какое-нибудь практическое удобство дома…»

Как художник Родченко очень быстро впитывал все новое и революционное (рисунок 11). В 1910-х годах его вдохновляли работы Обри Бердслей в стиле модерн. Позже его внимание привлекли футуристы, последователем которых и стал Александр, тут на него повлияли работы Владимира Татлина, а так же работы Казимира Малевича в стиле супрематизм.

Рисунок 11 - фотопортрет Александра Родченко

В 1917 году, сразу же после Февральской революции в Москве создается профсоюз художников-живописцев. Родченко становится секретарем его Молодой Федерации, и занимается, в основном, организацией нормальных условий жизни и работы для молодых художников. В это же время вместе с Г. Б. Якуловым, В. Татлиным и другими он работает над оформлением кафе «Питтореск» в Москве, а с 1918 по 1921 служит в отделе ИЗО Наркомпроса, заведует Музейным бюро. Одновременно с работой в наркомате разрабатывал серии графических, живописных и пространственных абстрактно-геометрических минималистских работ. Относился к искусству как к изобретению новых форм и возможностей, рассматривал свое творчество как огромный эксперимент, в котором каждая работа представляет минимальный по форме живописный элемент и ограничена в выразительных средствах. В 1917--1918 работал с плоскостью, написал «Черное на черном» (рисунок 12), работы, основанные лишь на фактуре, в 1919--1920 ввел линии и точки как самостоятельные живописные формы, в 1921 на выставке «5?5=25» (Москва) показал триптих из трех монохромных цветов (желтый, красный, синий)

Рисунок 12 - работы из серии «Черное на черном», 1918

«В 1916 году я участвовал на футуристической выставке, называвшейся «Магазин». В это время я ходил зимой и летом в ободранном осеннем пальто и кепке. Жил в комнате за печкой в кухне, отгороженной фанерой. Я голодал. Но я презирал буржуазию. Презирал ее любимое искусство: Союз Русских художников, эстетов Мира Искусства. Мне были близки такие же необеспеченные Малевич, Татлин и другие художники. Мы были бунтари против принятых канонов, вкусов и ценностей… Мы были изобретателями и переделывали мир по-своему…Мы создавали новые понятия. Мы -- не изображатели, а новаторы. Так примерно говорили мы» [6].

Помимо живописи и графики занимался пространственными конструкциями. Первый цикл -- «Складывающиеся и разбирающиеся» (1918) -- из плоских картонных элементов, второй -- «Плоскости, отражающие свет» (1920--1921) -- свободно висящие мобили из вырезанных из фанеры концентрических форм (круг, квадрат, эллипс, треугольник и шестиугольник), третий -- «По принципу одинаковых форм» (1920--1921) -- пространственные структуры из стандартных деревянных брусков, соединенные по комбинаторному принципу (рисунок 13). В 1921 Родченко подвел итог своих живописных поисков и объявил о переходе к «производственному искусству».

Рисунок 13 - А. Родченко. Пространственная конструкция № 22, 16

(«по принципу одинаковых форм»), 1921

В конце 1919 Родченко вступил в общество «Живскульптарх» (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 был одним из организаторов Рабиса. В 1920--1930 преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина в должности профессора. Он учил студентов проектировать многофункциональные предметы для повседневной жизни и общественных зданий, добиваясь выразительности формы не за счет украшений, а за счет выявления конструкции предметов, остроумных изобретений трансформирующихся структур. С 1921 по 1924 работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 В. В. Кандинского на посту председателя. Участник групп «ЛЕФ» и «Реф» (1923--1930), художник журналов «Леф» и «Новый Леф». Был членом «Объединения современных архитекторов» (ОСА). В 1925 году был командирован в Париж для оформления советского раздела Международной выставки современных декоративных и промышленных искусств. Рекламные плакаты А. Родченко удостоены серебряной медали на парижской выставке 1925 года. Родченко принадлежит авторство панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве (рисунок 14).

Рисунок 14 - А. Родченко, панно на Доме Моссельпрома в Калашном переулке в Москве

С 1924 года занимался фотографией. Известен своими остродокументальными психологическими портретами близких («Портрет матери», 1924), друзей и знакомых из ЛЕФа (портреты Маяковского, Л. и О. Брика, Асеева, Третьякова), художников и архитекторов (К. Мельникова, Веснин, Ган, Попова) (Приложение Д). В 1926 году опубликовал свои первые ракурсные снимки зданий (серии «Дом на Мясницкой», 1925 и «Дом Моссельпрома», 1926) в журнале «Советское кино». Участвовал в выставке «Советская фотография за 10 лет» (1928, Москва). Как фотограф, Родченко стал известен благодаря экспериментам с ракурсом и точками фотосъёмки (Приложение Е). В 1929 году как сценограф оформил в Московском театре Революции спектакль «Инга» по пьесе А. Г. Глебова (рисунок 15).

Рисунок 15 - А. Родченко. Костюм к пьесе «Инга» А. Г. Глебова

В конце 1920-х - начале 1930-х годов был фотокорреспондентом в газете «Вечерняя Москва», журналах «30 дней», «Даешь», «Пионер», «Огонек» и «Радиослушатель». Одновременно работал в кино (художник фильмов «Москва в Октябре», 1927, «Журналистка», 1927--1928, «Кукла с миллионами» и «Альбидум», 1928) и театре (постановки «Инга» и «Клоп», 1929), разрабатывая оригинальную мебель, костюмы и декорации.

Применил фотомонтаж для иллюстрирования книг, например, «Про это» В. Маяковского. В 1930-х годах от раннего творчества, проникнутого революционным романтическим энтузиазмом, А. Родченко перешел к выполнению пропагандистских государственных задач: оформил много номеров журнала «СССР на стройке», в 1933 году участвовал в поездке на Беломоро-Балтийский канал, где сделал большую серию репортажных снимков. В 1938--1940 годах фотографировал артистов цирка, позже вернулся к живописи. [1]