История русской драматургии первой половины XVIII века

реферат

3.2 ТВОРЧЕСТВО М. В. ЛОМОНОСОВА

Лингвистические исследования и реформы Ломоносова явились началом становления общенационального русского языка и затронули важнейшие проблемы форм и жанров художественной литературы. Широко популярны были лекции великого ученого в Академии наук, которые он посвятил стихотворству и стилю российского языка.

Перу Ломоносова принадлежат две трагедии -- «Тамира и Селим» (1750) и «Демофонт» (1751). Тема трагедии «Тамира и Селим» -- борьба русского народа с монголо-татарским игом. Исход конфликта у Ломоносова не связан с действиями хорошего или дурного монарха,-- ход истории влияет на судьбы государств, народов и монархов. В центре пьесы -- битва па Куликовом поле, исход которой и определяет судьбы героев. Вместе с тем в структуре трагедии о Тамире и Селиме соблюдены все законы классицизма.

Действие ее статично, главные события даны лишь в изложении персонажей. Самостоятельное художественное значение имеют монологи -- описания битвы на Куликовом поле, воссоздающие яркие картины исторического сражения. Трагедии Ломоносова почти не ставились, но были напечатаны и оказали определенное влияние на развитие русской драматургии, в частности драматургии Сумарокова. При создании комедий Сумароков ориентировался на законы классицизма и на творчество великого французского комедиографа Мольера. Существенное влияние оказала на комедии Сумарокова и русская народная драма, интермедия, репертуар театра «охочих комедиантов».

В комедийном жанре драматург не придерживается закона трех единств. И сама структура произведений, состоящих из отдельных быстро сменяемых эпизодов, очень напоминает интермедии и народные фарсовые представления. В комедиях первого периода, 50-х годов («Тресотиниус», «Чудовищи», «Пустая ссора»), характеры героев очерчены слабо и имена им всем даны иностранные. Комедии эти отчасти напоминают забавные сцены итальянской комедии масок, заметно здесь и влияние Мольера. Эти сочинения Сумарокова привлекали комизмом неожиданных положений, в которые попадают герои.

В основе пьес -- любовная интрига или ссора родителей при выборе жениха для дочери. Споры супругов иногда кончаются потасовкой. Так, в комедии «Чудовищи» жена, не сумев убедить мужа в правильности своих доводов, дает ему пощечину, а оскорбленный супруг обращается в суд. «Пощечная комиссия» и суд вот-вот вконец разорят несговорчивого главу семейства, но тут ему на помощь приходит один из женихов дочери. В комедийно-гротесковом плане выводятся и женихи.

Один ябедник, кляузник, а второй -- светский фат, кичащийся тем, что не любит Россию и все русское. Пародийно изображается в пьесе сцена суда, напоминающая народные представления на эту тему. В комедии Сумарокова участвует и Харлекин, который разгоняет судей и бьет всех палкой. Социальные мотивы, лишь намеченные в «Чудовищах», обретают большую определенность в комедии «Пустая ссора». В центре событий -- помещик Фатюй, весьма недалекий и глупости своей нисколько не стыдящийся.

Основой пьесы также является ссора мужа с женой и ожесточенное соперничество женихов. Но образы помещиков выписаны более выпукло, с сатирической остротой. В образе Фатюя уже намечаются некоторые черты фонвизинского Митрофана. Деспотичная помещица Салмина и ее робкий муж Оронт напоминают будущую чету Простаковых. Уже в первых комедиях Сумароков индивидуализирует язык героев, создает комедийно яркие речевые портреты.

Главная идея пьес - борьба между долгом и собственными чувствами главного героя. Победить должно чувство долга. Классицизм вообще стремится чётко разделить мир на чёрное и белое, хорошее и плохое.

В соответствии с разработанной Ломоносовым теорией « трёх штилей» трагедия должна быть написана высокопарным слогом с большим количеством старославянизмов. Существование классицизма, его строгие рамки, полностью соответствовали политическому строю того времени - абсолютной монархии.

Делись добром ;)