logo
История создания Второго концерта С. Рахманинова

4. Из биографии С.В. Рахманинова

Сергей Васильевич Рахманинов родился в дворянской семье. Долгое время местом рождения считалось имение его родителей Онег, недалеко от Новгорода; исследования последних лет называют усадьбу Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии.

Отец композитора, Василий Аркадьевич, происходил из дворян Тамбовской губернии. Семейное предание ведёт происхождение рода Рахманиновых от «внука молдавского господаря Стефана Великого» Василия, прозванного Рахманиным. Мать, Любовь Петровна (урождённая Бутакова) Ї дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса генерала П.И. Бутакова. Дед композитора по отцовской линии, Аркадий Александрович, был музыкантом, учился игре на фортепиано у Джона Филда и выступал с концертами в Тамбове, Москве и Петербурге. Сохранились романсы и фортепианные пьесы его сочинения, в том числе «Прощальный галоп 1869-му году» для фортепиано в четыре руки. Василий Рахманинов тоже был музыкально одарённым, но музицировал исключительно любительски.

Интерес Рахманинова к музыке обнаружился в раннем детстве. Первые уроки игры на фортепиано дала ему мать, затем была приглашена учительница музыки А.Д. Орнатская. При её поддержке осенью 1882 года Рахманинов поступил на младшее отделение Санкт-Петербургской консерватории в класс В.В. Демянского. Обучение в Петербургской консерватории шло плохо, так как Рахманинов часто прогуливал занятия, поэтому на семейном совете мальчика было решено перевести в Москву, и осенью 1885 года он был принят на третий курс младшего отделения Московской консерватории к профессору Н.С. Звереву.

Несколько лет провёл Рахманинов в известном московском частном пансионе музыкального педагога Николая Зверева, воспитанником которого был также А.Н. Скрябин и многие другие выдающиеся русские музыканты ( К.Н. Игумнов, А.И. Зилоти). Здесь в возрасте 13 лет Рахманинов был представлен П.И. Чайковскому, который позже принял большое участие в судьбе молодого музыканта.

В 1888 году Рахманинов продолжил обучение на старшем отделении Московской консерватории, а спустя год под руководством С.И. Танеева и А.С. Аренского начал заниматься композицией Подробнее см.: Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. Корабельникова Л.З. История русской музыки. -- М.: Музыка, 2004. -- Т. 10А, 10Б..

В возрасте 19 лет Рахманинов окончил консерваторию как пианист (у А.И. Зилоти) и как композитор с большой золотой медалью. К тому времени появилась его первая опера -- «Алеко» (дипломная работа) по произведению А.С. Пушкина «Цыганы», первый фортепианный концерт, ряд романсов, пьесы для фортепиано, в том числе прелюдия до-диез минор, которая позднее стала одним из наиболее известных произведений Рахманинова.

В возрасте 20 лет, из-за нехватки денег, он стал преподавателем в московском Мариинском женском училище, в 24 года -- дирижёром Московской русской частной оперы Саввы МамонтоваСамвва Ивамнович Маммонтов -- русский предприниматель и меценат. Организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу. Подробнее о С.И.Мамонтове см.: Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс].  - URL: https://ru.wikipedia.org, где работал в течение одного сезона, однако успел сделать значительный вклад в развитие русской оперы.

Рахманинов рано приобрёл известность как композитор, пианист, дирижер. Однако его успешная карьера была прервана 15 марта 1897 года неудачной премьерой Первой симфонии , которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и -- главным образом -- из-за новаторской сущности музыки. Определённую роль сыграла неопытность Глазунова как руководителя оркестра во время репетиций. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни Рахманинова. В течение 1897--1901 годов он не мог сочинять, и лишь с помощью опытного психиатра, доктора Николая Даля смог выйти из кризиса.

В 1901 году закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно -- вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906 г.), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 году Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр. Также, в 1909 году был написан Третий фортепианный концерт. В 1911 году С.В. Рахманинов, находясь в Киеве, по просьбе своего друга и коллеги А.В. Оссовского прослушал молодую певицу Ксению Держинскую, вполне оценив её талант; он сыграл большую роль в становлении оперной карьеры знаменитой певицы.

Вскоре после октябрьской революции 1917 года в России Рахманинов воспользовался неожиданно пришедшим из Швеции предложением выступить в концерте в Стокгольме и в конце 1917 года вместе с женой Натальей Александровной (урождённой Сатиной, из рода Рюриковичей, утративших княжеский титул; приходилась ему двоюродной сестрой по отцу) и дочерьми Ириной и Татьяной покинул Россию. В середине января 1918 года Рахманинов отправился через Мальмё в Копенгаген. 15 февраля он впервые выступил в Копенгагене, где сыграл свой Второй концерт с дирижёром Хёэбергом. До конца сезона он выступил в одиннадцати симфонических и камерных концертах, что дало ему возможность расплатиться с долгами.

1 ноября 1918 года вместе с семьёй отплыл из Норвегии в Нью-Йорк. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений. Творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926--1927 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918--1943 гг.) Рахманинов создал всего 6 произведений, которые принадлежат к вершинам русской и мировой музыки.

С 1930 по 1940 год жил в Швейцарии, в коммуне Веггис, в деревне Хертенштейн под Люцерном, где построил дом-виллу «Сенар» с видом на Фирвальдштетское озеро и гору Пилатус. Выступал с концертами на люцернском фестивале.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, -- Симфонические танцы. В годы Великой Отечественной войны Рахманинов дал в США несколько концертов, весь денежный сбор от которых направил в фонд Красной армии. Денежный сбор от одного из своих концертов передал в Фонд обороны СССР со словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».Подробнее см.: Наумова О. В. Личности в истории. Россия -- М.: Новый Акрополь, 2014. -- Гл .Композиторы: Рахманинов. Дорога домой. -- стр. 402. Сопроводительное письмо С.В.Рахманинова советскому консулу В.А. Федюшину, после благотворительного концерта в Нью-Йорке, сбор от которого был отдан в пользу Красной Армии. Известно, что на деньги композитора был построен для нужд армии боевой самолёт.

Сергей Васильевич много курил, почти не выпускал изо рта сигарету. Настигшее его на склоне лет в США онкологическое заболевание его внук Александр Рахманинов, основатель Фонда С.В. Рахманинова, связывает с этой привычкой.

Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью (меланома). Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти. По некоторым данным, Рахманинов ходил в советское посольство, хотел поехать на родину незадолго до смерти. По воспоминаниям внука Александра, Рахманинов «очень глубоко и искренне любил Россию, свою Отчизну, но терпеть не мог советский строй и его руководителей».

Рахманинов умер 28 марта 1943 года в Беверли-Хиллз, штат Калифорния, США, не дожив три дня до своего 70-го дня рождения. Похоронен на кладбище Кенсико Подробнее см.: Келдыш Ю.В., Левашова О.Е. Корабельникова Л.З. История русской музыки. -- М.: Музыка, 2004. -- Т. 10А, 10Б..