logo
Итальянский оперный театр XIX века

3.1 Биография

Родители Доницетти были бедные люди: отец -- сторож, мать -- ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. В дальнейшем музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1815-1817) у С. Маттеи.

Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы -- «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), -- были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834-1839 профессор консерватории в Неаполе (с 1837 - директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы -- «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) -- не имели успеха.

3.2 Опера «Любовный напиток»

Мелодрама в двух актах итальянского композитора Гаэтано Доницетти. Итальянское либретто было написано Феличе Романи на основе французского либретто Эжена Скрибадля оперы Даниэля Обера «Любовное зелье». «Любовный напиток» -- сороковая по счету опера, написанная Доницетти. Он написал ее всего за две недели. Премьера состоялась в Милане в театре «Делла Канномббиана» 12 мая1832 года.

В либретто использованы мотивы одноименного водевиля Э. Скриба, послужившего также источником оперы Обера.

Молодой крестьянин Неморино влюблен в Адину, красавицу-арендаторшу, но не смеет открыться ей. Она мечтает о возвышенной любви, о которой вычитала в книжке про Тристана и Изольду. У Неморино есть опасный соперник -- сержант Белькоре, которому красотка готова отдать руку. Купив у шарлатана Дулькамары бутылку любовного зелья (на самом деле -- дешевого вина), робкий Неморино становится необычайно развязным. Однако зелье не приносит ему победы. Тогда, чтобы повторить прием, юноша соглашается стать солдатом, а на полученные от вербовщика деньги покупает еще бутылку. Тронутая любовью Неморино, Адина отдает ему руку и освобождает от солдатчины. Дулькамара убеждает окружающих, что все сделал любовный напиток.

Это одна из лучших комических опер Доницетти, претворяющая традиции итальянской оперы-буффа. В ней ощущается пародийная, сниженная трактовка романтической темы: любовное зелье, решающее судьбу Изольды и Тристана (историей которых увлечена Адина), подменяется дешевым вином -- этот мотив идет от Скриба, певца практицизма, выразителя антиромантических тенденций. Однако в музыке пародийные элементы в обрисовке центральных героев -- Адины и Неморино -- не ощущаются. Вопреки комическим ситуациям, в которые под воздействием вина попадает робкий влюбленный, его мелос, когда он поет о любви, носит одухотворенный, мечтательный характер (такова ария Неморино, одна из самых популярных арий тенорового репертуара). Сфера комического -- это образы Дулькамары и Белькоре, в их партиях использованы характерные приемы буффа. Блестящая, искрометная, полная веселья и искреннего чувства музыка написана Доницетти за две недели. Не лишена опера и некоторых сатирических акцентов как в осмеянии шарлатанов, для которых невежество, темнота народа служит питательной средой, так и в образе вербовщика солдат Белькоре.

В начале 40-х гг. XIX в. «Любовный напиток» принадлежал к числу самых популярных опер европейского репертуара, с успехом шел в дальнейшем, звучит и по сей день.

ГЛАВА IV. ДЖУЗЕППЕ ВЕРДИ

4.1 Биография

Джузеппе Верди родился в глухой итальянской деревушке Ле Ронколе на севере Ломбардии в крестьянской семье. Необычайная музыкальная одаренность и страстное желание заниматься музыкой проявились у ребенка очень рано. До 10 лет Джузеппе учился в родной деревне, затем в городке Буссето. Знакомство с купцом и любителем музыки Барецци помогло получению городской стипендии для продолжения музыкального образования в Милане.

Однако Джузеппе Верди не был принят в консерваторию. Он занимался музыкой частным образом у педагога Лавинья, благодаря которому бесплатно посещал спектакли «Ла Скала». В 1836 он женился на горячо любимой Маргерите Барецци, дочери своего покровителя, от брака с которой у него родились дочь и сын.

Счастливый случай помог получить заказ на оперу «Лорд Гамильтон, или Рочестер», которая с успехом была поставлена в 1838 в «Ла Скала» под названием «Оберто, граф Бонифачо». В том же году были изданы 3 вокальных сочинения Верди. Но первые творческие успехи совпали с рядом трагических событий в личной жизни: менее чем за два года (1838-1840) умирают его дочь, сын и жена. Д. Верди остается один, а сочиненная в это время по заказу комическая опера «Король на час, или Мнимый Станислав» терпит провал.

Из тяжелого душевного кризиса Джузеппе Верди вывела работа над оперой «Навуходоносор» (итальянское название «Набукко»).

Опера, поставленная в 1842 году, имела громадный успех, чему способствовали и великолепные исполнители (одну из главных ролей пела Джузеппина Стреппони, ставшая впоследствии женой Верди). Успех окрылил композитора, каждый год приносил новые сочинения. В 1840-е годы им было создано 13 опер, среди которых «Эрнани», «Макбет», «Луиза Миллер» (по драме Ф. Шиллера «Коварство и любовь») и др. И если опера «Набукко» сделала Джузеппе Верди популярным в Италии, то уже «Эрнани» принесла ему европейскую известность. Многие из написанных тогда сочинений и в наши дни ставятся на оперных сценах мира.

Произведения 1840-х годов принадлежат историко-героическому жанру. Их отличают впечатляющие массовые сцены, героические хоры, пронизанные мужественными маршевыми ритмами. В характеристиках персонажей преобладает выражение не столько темперамента, сколько эмоций. Верди здесь творчески развивает достижения своих предшественников Россини , Беллини , Доницетти. Но в отдельных сочинениях («Макбет», «Луиза Миллер») вызревают черты собственного, неповторимого стиля композитора -- выдающегося реформатора оперы.

В 1847 Джузеппе Верди совершает первое заграничное путешествие. В Париже он сближается с Дж. Стреппони. Ее идея жить в загородной местности, занимаясь творчеством на лоне природы, привела по возвращении в Италию к покупке участка земли и созданию имения Сант-Агата.

В 1851 появляется «Риголетто» (по драме Виктора Гюго «Король забавляется»), а в 1853 «Трубадур» и «Травиата» (по пьесе А. Дюма «Дама с камелиями»), которые составили знаменитое «тризвездие» композитора. В этих сочинениях Верди отходит от героических тем и образов, его героями становятся простые люди: шут, цыганка, женщина полусвета. Джузеппе стремится не только показать чувства, но и выявить характеры персонажей. Мелодический язык отмечен органичными связями с итальянской народной песней.

В операх 1850-60-х гг. Джузеппе Верди обращается к историко-героическому жанру. В этот период были созданы оперы «Сицилийская вечерня (поставлена в Париже в 1854), «Симон Бокканегра» (1875), «Бал-маскарад» (1859), «Сила судьбы», которая была написана по заказу Мариинского театра; в связи с ее постановкой Верди дважды посетил Россию в 1861 и 1862. По заказу Парижской оперы был написан «Дон Карлос» (1867).

В 1868 египетское правительство обратилось к композитору с предложением написать оперу к открытию нового театра в Каире. Д. Верди отказался. Переговоры продолжались два года, и лишь сценарий ученого-египтолога Мариетт-бея, основанный на старинной египетской легенде, изменил решение композитора. Опера «Аида» стала одним из его совершеннейших новаторских созданий. Она отмечена блеском драматического мастерства, мелодическим богатством, мастерским владением оркестром.

Смерть писателя и патриота Италии Алессандро Мандзони вызвала создание «Реквиема» -- великолепного творения шестидесятилетнего маэстро (1873-1874).

В течение восьми лет (1879-1887) композитор работал над оперой «Отелло». Премьера, состоявшаяся в феврале 1887, вылилась в национальное торжество. В год своего восьмидесятилетия Джузеппе Верди создает еще одно блестящее творение -- «Фальстаф» (1893, по пьесе В. Шекспира «Виндзорские проказницы»), в котором он на основе принципов музыкальной драмы осуществил реформу итальянской комической оперы. «Фальстаф» отличает новизна драматургии, построенной на развернутых сценах, мелодическая изобретательность, смелые и утонченные гармонии.

В последние годы жизни Джузеппе Верди написал произведения для хора и оркестра, которые в 1897 году объединил в цикл «Четыре духовные пьесы». В январе 1901 года его разбил паралич и через неделю, 27 января, он скончался. Основу творческого наследия Верди составили 26 опер, многие из которых вошли в мировую музыкальную сокровищницу.

4.2 Опера «Риголетто»

В 50 - е годы в творчестве Верди начинается усиление реалистической трактовки характеров оперных героев, углубляется психологическая сторона оперы. Первую вершину реализма образует знаменитая оперная триада - «Риголетто», «Трубадур», «Травиата» ее основное идейное содержание - трагедия социального неравенства.

Опера «Риголетто» написана по драме Гюго «Король забавляется». Верди и его либреттист Пиаве тщательно работали над сценарием и либретто оперы,которую планировали назвать «Проклятие». Музыка писалась Верди очень быстро, с необычайным подъемом и была закончена за 40 дней. Но цензура запретила либретто, сочтя его пошлым и безнравственным (на самом деле, потому что преступником и воплощением морального уродства там был король). Кроме того, указывали на то, что странно делать главным героем оперы урода - горбуна.

Верди пошел на некоторые уступки: действие было перенесено из Франции в Италию, король стал герцогом Мантуанским, но образ главного героя композитору удалось отстоять, он только был переименован в Риголетто.

Опера написана в жанре лирико - психологической драмы, лишь некоторые сцены страдают излишним мелодраматизмом и романтической патетикой.

Контрастность - основной драматургический принцип «Риголетто». Вся опера основана на резких сопоставлениях света и мрака, например, в 1к. 1д. сцена бала сменяется зловещей сценой проклятия Монтероне.

Главный контраст музыкальной драмы - характеристики беспечного общества придворных и мира сильных страстей, которые определяют жизнь Риголетто и Джильды. Олицетворяют эти сферы музыкальной драматургии образы Герцога и Риголетто. Герцог показан однопланово; он обаятелен, но легкомыслен и бессердечен. Его характеристика основана на танцевальных жанрах (тарантелла, вальс); мелодике, близкой итальянской народной песне; жизнеутверждающем характере его сольных номеров. Образ Герцога не развивается от начала и до конца оперы, он упивается своей молодостью, красотой и властью над людьми. Характеристика придворных дополняет характеристику Герцога: они тень своего господина, исполнители его желаний. Они представляют собой безликую массу, поэтому их хоры чаще всего звучат в унисон. Наиболее интересен хор «Тише, тише» в жанре быстрого марша (в сцене похищения Джильды).

Образ Риголетто многогранен: злой шут, любящий отец, униженный придворный, жестокий мститель. Его характеристика развивается, поднимаясь до трагической, «шекспировской» высоты. Трагическую, роковую обреченность судьбы персонажа заключает в себе лейтмотив проклятья, открывающий оперу (это единственный лейтмотив в ней). Риголетто - шут, характеризуется «подпрыгивающими», кривляющимися, насмешливыми интонациями. Чувства отцовской любви (в сценах с Джильдой) выражены благородной сдержанной мелодикой, включающей романсовые интонации. Обличительная ария - монолог характеризуется гневной патетикой.

Образ Джильды так же развивающийся: от непосредственности и шаловливости - через глубокое разочарование и страдание - к самопожертвованию во имя любви. Джильда - самый благородный персонаж оперы, именно ей отданы самые лирические и задушевные темы.

Реалистично показаны образы разбойника Спарафучиле и его сестры Маддалены. Высшим достижением Верди - драматурга является сопоставление и объединение индивидуальных характеристик в знаменитом квартете 3д. Также несомненной драматургической находкой является резкое противоречие легкомысленной песенки Герцога и сцены смерти Джильды. 3 д. является самым лаконичным и напряженным в опере, завершаясь трагической развязкой.

Мелодика оперы наполнена бытовыми интонациями и ритмами, приобретшими драматическую выразительность. Очень многообразны вокальные формы: баллада, ариозо, ария, песенка, рассказ. Отдельные номера входят в крупные сцены, т. е. сквозное развитие в опере преобладает. Выразителен оркестр, о котором писали, что «он беседует и плачет вместе с вами».