Итальянский оперный театр XIX века

курсовая работа

2.2 Опера «Норма»

Опера в четырех действиях (первоначально в двух действиях, но разделенных на четыре картины) на либретто Феличе Романи, основанное на одноименной французской трагедии Луи Александра Сомэ.

Является превосходным образцом традиции бельканто. Заглавная партия -- одна из самых трудных в репертуаре сопрано.

В истории итальянского оперного искусства дата первого исполнения оперы Беллини -- такое же крупное событие, как премьеры опер Россини, Верди, Пуччини. Постановка «Нормы» знаменовала мощный призыв к единству Италии.

Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица Норма. В ее сердце чувство долга борется с любовью к римскому военачанальнику Поллиону, отцу ее детей. Но Поллион разлюбил Норму и увлечен молодой жрицей Адальджизой. Норма подает знак к восстанию. Поллион схвачен, ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный ее поступком, Поллион следует за ней на смерть.

«Норма» -- произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке свойствен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения. Музыка героична. Центральной идеей оперы является призыв к свержению власти захватчиков. Образ Нормы -- один из самых возвышенных и героических в мировой оперной литературе. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств: любви, ревности, жажды мести, ненависти. Побеждают долг, верность отчизне.

ГЛАВА III. ГАЭТАНО ДОНИЦЕТТИ.

3.1 Биография

Родители Доницетти были бедные люди: отец -- сторож, мать -- ткачиха. В 9 лет Гаэтано поступил в Благотворительную музыкальную школу Симона Майра и стал там лучшим учеником. В дальнейшем музыкальное образование получил в Болонском музыкальном лицее (1815-1817) у С. Маттеи.

Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы -- «Энрико, граф Бургундский» (1818) и «Ливонский плотник» (1819), -- были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Винченцо Беллини. Правда, когда Беллини умер в 1835 году, Реквием для него был заказан не кому иному, как Доницетти.

Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выразился с наибольшей силой.

В 1834-1839 профессор консерватории в Неаполе (с 1837 - директор). После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комической опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. В 40-х гг. работал также в Австрии (в 1842 г. получил звание австрийского придворного композитора). Для Вены Доницетти написал в то же время оперу «Линда ди Шамуни» (1842). Его последние оперы -- «Мария ди Роган» (1843), «Катарина Корнаро» (1844) -- не имели успеха.

Делись добром ;)