logo
Итальянский оперный театр XIX века

4.3 Опера «Аида»

Опера «Аида» была написана по заказу египетского правительства для торжеств в честь открытия Суэцкого канала. Время её создания - 1870-1871 годы. Верди был очень увлечён сюжетом «Аиды», автором которого стал известный египтолог Марриетт. В основу сюжета им была положена старинная египетская легенда. Действие происходит в Египте времён фараонов, что побудило Верди изучать историю и искусство этой, древней цивилизации. Постановка «Аиды» отличалась большой пышностью, монументальными декорациями храмов и дворцов, и имела грандиозный успех.

Верди очень тщательно работал над сценарием оперы, руководя сочинением либретто, стремясь добиться полной ясности и правдивости действия. Сюжет «Аиды» основан на драматическом конфликте, в который вступают чувства главных героев, и суровость, жесткость уклада жизни, руководимой жрецами и фараоном. Таким образом, в «Аиде» переплетаются две сюжетные линии - общественная и личная. В душе каждого из трех главных героев борются чувства любви и долга перед родиной и народом.

В опере сочетаются черты двух жанровых разновидностей:

· «большой оперы» (обилие торжественных шествий, эффектных хоровых сцен, наконец размеры оперы в целом);

· Психологической драмы (ситуация «любовного треугольника», реалистичность и глубина переживаний главных героев).

· Трагический конфликт между стремлением к счастью и мрачной гнетущей силой власти определяет драматургию оперы. Одним ее полюсом являются лирические темы, череду которых открывает лейтмотив Аиды в инструкции.

Лирика в опере предстает в двух обликах: светлая. Хрупкая, часто доходящая до настроения возвышенного восторга (романс Родомеса «Милая Аида», «Молитва Аиды» «Боги мои», заключительный дуэт « прости Земля») драматическая, взволнованная (лейтмотив ревности Амнерис, ариозо Аиды «Прости и сжалься» в сцене с Америс 2к.1д., дуэт Амнерис и Радамесав в 4д.). Светлые лирические темы обычно более контиленны, мелодически гибки, а лирико-драматические чаще декламационны, основаны на патетических интонациях.

Другая сфера музыкальной драматургии связана с характеристикой образов жрецов и фараона, олицетворяющих собой власть. Уже в интродукции звучит суровая тема жрецов, представляющая собой «мотив печального шествия» . Основными жанрами, задействованными в этой сфере, являются марш и хорал. Эта сторона оперы также имеет две грани: торжественно-триумфальную (хоры « К берегам священного Нила»и «Слава Египту и богам», марш из 2д) и сумрачную, грозную (хоры жрецов, сцена суда в 4д). Характеристика правителей Египта иногда окрашена в экзотические восточные оттенки (песня Великой жрицы, танец жриц).

Действие оперы движется от одной кульминации к другой, еще более драматической. Обычно они сосредоточены в финалах картин или действий. Несмотря на присутствие в драматургии оперы отдельных обособленных номеров Верди больше стремится к сквозному развитию и построению больших сцен. Арии и ансамбли оперы построены смело и свободно. Оркестр «Аиды» часто называют «вокальным», так как он насыщен линиями солирующих инструментов. Иногда главным носителем мелодии становится именно оркестр. Лейтмотив в «Аиде» по большей части звучит именно в оркестре, тембрами оркестра окрашены и характеристики героев: Аида-флейта, Амнерис-струнные, Радамес-героические фанфары, жрецы-тромбоны, контрабасы. Высокие достоинства оркестра «Аиды» восхищали многих музыкантов.

Всю свою жизнь Верди стремился к «шекспировскому» в искусстве. «Аида» своей идеей о самоотверженности любви и ее всепобеждающей силе близка «Ромео и Джульетте» Шекспира. Это одно из совершеннейших созданий Верди, где драматическое и композиционное мастерство Верди достигли полной зрелости и блеска.