logo
"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

2.1 История и характеристика «корейской волны»

Термин «корейская волна» или «Халлю» (кор. ЗС·щ, англ. Korean wave) появился в середине 1990-х гг. в среде пекинских журналистов, описывающих процесс быстрого распространения современной южнокорейской поп-культуры на территории Восточной Азии, прежде всего в Китае. Именно КНДР стала первой страной, куда хлынул основной поток «волны» - все началось с успеха корейского сериала «Что такое любовь?», после чего многие сериалы и песни Южной Кореи стали пользоваться популярностью у китайской публики. Изначально экспорт корейской поп-культуры был направлен на страны Восточной Азии. «На данный момент «корейская волна» распространилась более чем на 60 стран, преимущественно Юго-Восточной Азии: Тайвань, Япония, Тайланд, Филиппины и т.д.», что объясняется схожим азиатским менталитетом и простотой восприятия культурных продуктов (в сравнении с западными) [48]. Постепенное увлечение «корейской волной» распространилось и на другие континенты, повлияв на изменение отношения иностранцев (особенно европейцев и американцев) к Республике Корея. С течением времени «Халлю» приобретает все большую популярность во всем мире, в том числе и в нашей стране.

Корейская поп-музыка, или, как ее принято называть, K-pop (аббревиатура от англ. Korean pop; кор. °Ўїд) считается одним из самых ярких музыкальных явлений Восточной Азии. Фанаты со всего мира очарованы талантливыми и харизматичными корейскими поп-артистами, их вокальными и танцевальными данными. Красивые и легко запоминающиеся мелодичные мотивы, яркие и мощные выступления, а также хорошо продуманный визуальный образ артистов позволили K-popу занять прочное место в современной культуре. Сейчас во главе рассматриваемого музыкального направления стоят такие группы как Shinhwa, Dong Bang Shin, Big Bang, Super Junior, 2PM, SHINee, Girls Generation, Wonder Girls и другие.

Говоря об истории становления K-popа как музыкального направления стоит отметить, что после окончания Корейской войны в 1953 г. часть населения нашла себе работу, играя музыку для американских военных, рассредоточенных по всей стране. Со временем музыканты приобрели популярность, образуя некую разновидность ранней корейской рок-музыки, однако в середине 1970-х гг. власти положили конец этому направлению. В течение следующих лет корейская музыка стала гораздо мягче, и в 1990-х гг. она приобрела новых звезд, которые несли в себе и своем творчестве что-то новое. С тех пор музыкальная индустрия Южной Кореи не сдает позиции и активно занимается совершенствованием национальных артистов и их творчества.

Одно из центральных мест в «корейской волне» занимает кинематограф - корейские кинофильмы и сериалы, которые называются драмами (вне зависимости от жанра) или дорамами (так называют японские сериалы). Они популярны по всей Восточной Азии. Для остального «неазиатского» мира драмы представляют собой элитарный продукт - они малоизвестны, и зачастую непонятны широкой публике, несмотря на то, что Корея является родиной известного режиссера Ким Ки Дука, получившего «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля за триллер «Пьета.

В кинематографе, так же, как и в корейской поп-музыке, сочетаются национальная самобытность, современные технологии и влияние разных культур. Например, заимствованиями из российской культуры являются используемые в корейских сериалах русский или украинский языки как в общении героев (в драме «Big» читают строки из «Первой любви» Тургенева, героиня драмы «Королева офиса» ведет переговоры с российской компанией, разговаривая по-русски и т.д.), так и в качестве составляющей стиля одежды или интерьера помещения - русский язык можно увидеть на плакатах, визитках, футболках, кепках и других вещах. Иногда персонажи драмы могут зайти в русский ресторан или бар, где играет русская музыка (в репертуаре предпочтение отдается Алле Пугачевой и Иосифу Кобзону).

«Зимняя соната» (2002 г.), «Жемчужина дворца» или «Великая Чан Гым» (2003 г.) и другие сериалы имели огромный успех и завоевали преданных поклонников по всему миру, особенно в Азии. «Зимняя соната», ставшая одной из самых популярных за рубежом, является типичной южнокорейской «мыльной оперой», но ее звезда Пэ Ён Джун приводил японских поклонниц в восторг. «Его популярность достигла таких заоблачных рейтингов, что он приглашался на телепередачи с участием японских премьер-министров» [30, с. 511]. «Жемчужина дворца» стала одним из самых популярных телесериалов в истории Гонконга, а «черный» триллер «Олдбой» (2004 г.) занял почетное место в национальном кинематографе после завоевания пальмовой ветви на Каннском кинофестивале, он также получил высокую оценку известного режиссера Квентина Тарантино.

Отличительной чертой корейской массовой поп-культуры является то, что они, в отличие от других государств-представителей «восточной» культуры, нашли особый подход, особую форму взаимодействия с западным миром: используя культурные коды, понятные Западу, корейцы умело сочетают их со своими национальными аспектами, в результате образовав нечто новое и интересное для современной молодежи. В мире не существует аналогов, следовательно, исследуемый феномен является уникальным явлением современной культуры, заслуживающим изучения.