logo
Концепция легких мобильных конструкций оборудования кабинета дизайна

1.3 Воздействие цвета на человека

Цвет является наиболее активным и действенным средством придания интерьеру самобытности и неповторимости. Выбор исходных цветов и их группировка определяется прежде всего цветовыми предпочтениями жильцов, а знание объективных закономерностей воздействии цвета на человека позволяет лишь удостовериться-в правильности выбранного решения либо подправить его.

Существуют общие закономерности воздействия цвета на человека. Среди них первичны психологические реакции, которые определяются тем, что цветовая среда может создать лёгкое, приподнятое настроение, или, наоборот, подавлять активность. Цвет способен вызвать чувство бодрости и усталости, легкости и тяжести. Среди психологических реакций на цвет есть и вторичные, когда выбранный цвет создает ощущение легкого, свободного, расширяющегося пространства, а может подчеркнуть массивность стен, замкнутость и концентрированность пространства.

Зеленый цвет занимает промежуточное положение в цветовом круге между желтым и синим, поэтому в зависимости от преобладания доли примеси желтого цвета он воспринимается как теплый желто-зеленый, преобладание синего цвета в смеси дает сине-зеленый цвет, воспринимаемый уже как холодный. В пространственном отношении эти оттенки-нейтральны. То же происходит с фиолетовым цветом, который получается от смешивания синего и красного. При увеличении доли красного цвета он воспринимается как относительно теплый, синего - как холодный сине-фиолетовый.

Красный цвет возбуждающий, согревающий, энергичный и жизнерадостный, наиболее живой и активный цвет. Активирует все функции организма, стимулирующее действует на мозг и вызывает яркие эмоциональные реакции; используется при лечении некоторых болезней (ветряная оспа, скарлатина, коры); способствует увеличению мускульного напряжения, но лишь при кратковременном воздействии; является источником повышенного утомления. Красный цвет способствует повышению давления крови, усиливает ритм дыхания и наполненность пульса. Красный цвет -- первый среди цветов, оказывающих активное воздействие на человека. И в силу этого включение красного цвета в интерьер специфично. Характер использования цвета в интерьере определяется материалами - цветоносителями. Когда мы говорим о красном как возбуждающем цвете, мы, прежде всего, имеем ввиду ярко окрашенные ткани, алкидные эмали, масляные краски, пластмассы. Цвета, введенные в интерьер этими материалами, обычно могут быть очень сильными, активными. Но есть и другая группа материалов -- красный кирпич, глиняная ангоба, красный глиняный черепок -- они тоже несут в интерьер красный цвет, но в очень сложных, сдержанных оттенках. И здесь активность красного цвета во многом ослабевает.

Красный цвет предпочитают люди энергичные, активные, легко возбудимые. Для реализации их цветового предпочтения совсем не обязательно окрашивать им стены комнат. Бывает достаточно ввести его в качестве акцентного цвета, выбрав для него композиционно значимое место.

Оранжевый цвет относится к группе тонизирующих цветов, степень его активности при воздействии на человека чуть слабее, чем у красного. Его воздействие сказывается на частоте и наполненности пульса. Есть данные о том, что оранжевый цвет способствует пищеварению. Оранжевый цвет во всей своей активности и силе используется для декорирования больших плоскостей, в основном его применяют в качестве акцентного цвета. В сочетании с белым он дает ощущение солнечного света. Этот цвет усиливает и очищает воздействие холодных цветов. Его используют в цвете абажура, диванной подушки, штор.

Желтый -- последний в ряду тонизирующих цветов. Физиологическое воздействие его считается оптимальным, так как он хорошо воз действует на зрение и нервную систему. Это один из наименее утомляющих цветов. Его использование в интерьере приносит ощущение солнечности, света, радостного настроения. Он может быть внесен в интерьер искусственными материалами-цветоносителями, способными ввести открытый и сильный цвет, и природными материалами (дерево, тростник, соломка в традиционных украшениях или декоративных панно). Утонченные, сложные и мягкие оттенки желтого цвета и создают камерную, спокойную, уютную атмосферу.

В желтом цвете легко прочитываются теплая и холодная тональность. Так, стронций дает оттенок напряженного и холодного лимонного цвета, а кадмий желтый, неаполитанский желтый - значительно более мягкие и теплые оттенки. Поэтому оттенки этого цвета легко используются при декоре помещений, ориентированных как на север, так и на юг.

Поскольку желтый стоит последним в ряду активно воздействующих на человека цветов, он достаточно часто занимает большие площади. Но в этом случае его насыщенность и полнота снижаются. Зато при включении его в качестве акцентного цвета насыщенность может быть предельной. Желтый цвет является самым светлым в спектральном круге и его использование дает, как правило, очень легкий, насыщенный светом интерьер.

Голубой является представителем группы успокаивающих цветов, поскольку способен снижать кровяное давление и успокаивать пульс, замедлять ритм дыхания. Психологическое воздействие его связано с широким распространением в природе. Для человека -- это цвет чистого, ясного неба и спокойной воды, горных вершин, уходящих к горизонту далей. В интерьере эти психологические и пространственные впечатления сопрягаются и позволяют рекомендовать голубой цвет как расширяющий в маленьких помещениях, как цвет рабочей зоны, как цвет для помещений, ориентированных на юг. Плохой эффект дает голубой оттенок в комнате с окнами на восток или запад, поскольку попадающие в помещение солнечные лучи имеют теплый спектральный состав и не отражаются от холодных по цвету поверхностей, делая помещение сумрачным и темным.

Синий относится к группе холодных цветов, но его успокаивающее действие при большой насыщенности и зачерненности цвета переходит в угнетающее. Специфичное психологическое воздействие его может быть связано с тем, что в природе синий цвет -- это цвет переходных, зачастую напряженных состояний (кратковременного вечернего неба между голубым дневным и черно-фиолетовым ночным; цвет штормового моря и грозовых туч). Может быть, поэтому насыщенный синий цвет не используется на больших плоскостях жилого интерьера, чтобы не придавать ему характер излишней строгости, холодности, отторгнутости.

Зеленый цвет занимает промежуточное положение между группами холодных и теплых цветов. Психофизиологическое воздействие этого цвета считается оптимальным. Физиологическая благотворность этого цвета определяется тем, что он регулирует кровяное давление за счет расширения капиллярных сосудов, облегчает невралгические боли. Это самый привычный и широко распространенный цвет природного окружения, ассоциирующийся для человека с покоем и надежностью. Психологи считают, что определенные ассоциации закрепляются за каждым оттенком зеленого цвета. Так, светло-зеленый -- нежный, кроткий цвет, ассоциирующийся с весенним пробуждением природы; ярко-зеленый -- естественный, но назойливый и требовательный, ассоциируется с прохладой, покоем; темно-зеленый -- естественный, надежный, таинственный, ассоциирующийся с безопасностью и покоем; зелено-голубой -- далекий, отвлеченный, ассоциирующийся с водой, льдом, холодом.

Цветовая композиция диктует свои рекомендации по использованию каждого из названных оттенков. Так, ярко-зелёный, как правило, не рекомендуется для декорирования больших поверхностей, зато часто используется как акцент на бело-бежевом фоне; темно-зелёный хорошо смотрится на достаточно большой поверхности, но предполагает размещение на его фоне элементов белых или из светлой древесины и т. п.

Фиолетовый цвет -- жесткий и неспокойный. Он действует угнетающе и в своей полной спектральной насыщенности встречается лишь в качестве акцентных пятен небольшой площади, в качестве контурных линий. Этот цвет при включении в интерьер часто смягчается подключением серого равной светлоты.

Пурпурный цвет является результатом смешения фиолетового и красного и в силу этого обладает определенной двойственностью. Например, психологи говорят о том, что пурпурно-фиолетовый темный -- это цвет роскошный, возвышающий, а пурпурно-красный -- могущественный, крепкий, но земной, прикорневой.

Белый цвет занимает особое место в интерьере. Используется на больших плоскостях, в силу своей нейтральности служит прекрасным фоном для любых цветовых акцентов, увеличивая их яркость и чистоту, выявляя их сложность Когда же белый цвет используется как линейный контур, он обеспечивает соседство любых цветов. Белая разграничительная линия снимает пограничный контраст, неизбежный при непосредственном соприкосновении чистых цветов, смягчает пестроту.

Закономерности цветовой композиции

Практика показывает, что строить цветовую среду жилища с использованием только одного цвета невозможно. Это происходит в силу того, что человек сформировался под воздействием утонченных переливов цвета закатного неба, золота и багрянца осенних листьев, перламутровых отблесков от водной глади и т. д. И в повседневной жизни ему необходимо цветовое многообразие. Знание общих закономерностей формирования гармонизированной цветовой группы нужно при решении жилого интерьера.

Цвета каждого помещения, расположенные с учетом их площади и реального соседства, образуют колерную карту квартиры.

Существуют различные нюансные гаммы:

* монохроматическая гамма -- сочетание оттенков в пределах одного цветового тона. (Например, синий цвет с добавлением меньшей и большей доли белого, в этом случае гармонизированная монохроматическая гамма будет состоять из синего, средне-синего и светло-синего. Если к синему добавить белый и равный по светлоте серый, то гамма будет состоять из синего, светло-синего, и синего меньшей насыщенности);

* гамма из цветов разного цветового тона, близко расположенных в круге спектральных цветов (например, красный и красно-оранжевый, синий и фиолетовый и т. п.);

* гамма, построенная на сочетании двух близких по тону цветов и промежуточного цвета, полученного из их смеси (например, желтый, оранжевый, желто-оранжевый);

* ахроматическая гармония -- сочетание разных по светлоте оттенков серого цвета;

* гамма, основанная на сочетании ахроматических и хроматических цветов (например, серый и голубой, серый и желтый).

Контрастное гармоническое цветосочетание -- это такое сочетание, главной чертой которого является противопоставление цветов различие в цветовом тоне, а зачастую и в цветовом тоне, светлоте или насыщенности.