logo
Концепция существования и развития культуры Питирима Сорокина

4. Будущее

Будущее земной цивилизации Сорокин связывает с преодолением социально-культурного кризиса XX века, все проблемы и катаклизмы которого, в конечном счете, выводятся им из дезинтеграции современного "перестойного" чувственного строя. Выход из этого кризиса усматривается им на пути рождения новой, интегральной по своему характеру культуры, первые весенние ростки которой "уже появились и медленно растут". Важнейшим фактором появления нового культурного порядка является "дополнение" материальных, физических реальностей и ценностей, господствовавших доныне в западной культуре, ценностями рациональными и сверхчувственными. Осуществление этого идеала Сорокин видит в тесной связи с процессом культурной интеграции культур Запада и Востока, на котором, в отличие от Запада, до сих пор преобладали сверхчувственные, идеациональные реальности-ценности. При этом, согласно Сорокину, речь не идет о формировании единой, тотальной культуры: "в дальнейшем, в великих "спектаклях" истории буде не просто одна евро-американская "звезда", но несколько звезд Индии, Китая, Японии, России, арабских стран и других культур и народов". В этих культурах, при восприятии и сохранении лучшего, что было создано западной "чувственной" цивилизацией, ключевую роль должны сыграть философские и религиозно-этические системы, ориентированные на творчески-интегрирующее восприятие реальности и проникнутые тем, что Сорокин называет "мистической энергией любви".

Итак, будущую культуру Сорокин видит как интегральную, но из всех существовавших до сих пор интегральных культур она призвана стать самой грандиозной и многогранной, "переплавившей" в себе традиции огромного количества народов и стран. И этот процесс немыслим без трех "китов", которыми, по-видимому, призваны стать рациональный разум, искусство и религия. Религия должна выступить новым (или, точнее, хорошо забытым старым) источником культурных ценностей; но проводником этих ценностей могут быть только разумная творческая мысль и интегрирующее, органическое по своей природе эстетическое творчество искусства. Сверхрационально-сверхчувственное, просветленное и уравновешенное высокой эстетикой и культурой мышления - вот идеал культуры Сорокина, в котором он видит достойную оправу для самой главной ценности: бескорыстной творческой любви, этого "бесконечного универсума, который неисчерпаем качественно и количественно".