logo
Культура Возрождения

2. ФИЛОСОФИЯ И РЕЛИГИЯ

Универсальные претензии искусства, которому в идеале должно быть «доступно все», весьма близки принципам новой ренессансной философии. Ее крупнейшие представители - Николай Кузанский, Марсилио Фичино, Парацельс, Джордано Бруно - делают средоточием своих решений проблему духовного творчества, которое, охватывая все сферы бытия, тем самым бесконечной своей энергией, доказывает право человека называться «вторым богом» или «как бы богом». Подобное интеллектуально-творческое устремление может включать в себя сугубо неортодоксальные элементы гностицизма и магии. В это время так называемая «натуральная магия», сочетающая философию с астрологией, алхимией и другими оккультными дисциплинами тесно сплетается с зачатками нового, экспериментального естествознания. Однако проблема человека или человеческого сознания и укорененности его в Боге все равно остается общей для всех, хотя выводы могут носить самый различный, и компромиссно-умеренный, и дерзкий еретический характер.

Сознание в состоянии выбора - ему посвящены как медитации философов, так и выступления религиозных деятелей всех конфессий. В контексте церковных реформ само понятие «возрождение» имеет и второй смысл, знаменуя не только «обновление искусств», но и «обновление человека», его нравственного сознания.