logo
Культура Древней Греции и Древнего Египта

3 Античная культура: ее ценность, достижения и значение

Термин «античность» происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней истории Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Из средиземноморских государств именно они оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие.

Античная (древняя) Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены те материальные, духовные, эстетические ценности, которые в той или иной мере нашли своё развитие почти у всех европейских народов. Историю древней Греции принято делить на 5 периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами: эгейский или критомикенский (III-II тыс. до н.э.), гомеровский (XI-IX вв. до н.э.), архаический (VIII-VI вв. до н.э.), классический (V-IV вв. до н.э.), эллинистический (вторая половина IV - середина I вв. до н.э.). Наибольшего расцвета культура древней Греции достигла в классический период.

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины города-государства, впитав культурные традиции древней Греции, испытав влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства и многое другое. Историю древнего Рима принято делить на три основных периода: царский (VIII - начало VI вв. до н.э.), республиканский (510/509 - 30/27 гг. до н.э.), период империи (30/27 гг. до н.э. - 476 г. н.э.).

Античность оказала большое влияние на последующее развитие европейских народов, стала их общим достоянием, основой всей европейской культуры. Достижения этой цивилизации прочно зафиксированы в сознании, языке, философии, художественных образах. Самые ранние образы самобытности этой культуры проявились на уровне древнейших форм народного творчества, в частности мифологии, сюжеты которой уже в течение многих веков служат богатейшим материалом живописцам, скульпторам, композиторам, поэтам. Многие образы античной мифологии стали привычными и понятными: нить Ариадны, ахиллесова пята, яблоко раздора и т. д. Также множество греческих и латинских слов содержится в обыденном и научном языке.

В античной классической архитектуре различаются ордера: дорический, ионический, коринфский, тосканский и композиционный (сложный). Ордер - один из видов архитектурной композиции, состоящий из вертикальных несущих частей - опор в виде колонн, столбов или пилястр и несомых горизонтальных частей - антаблемента, включающего архитрав, фриз и карниз.

«Греческое чудо» - так называют феномен культуры Древней Греции, которая за достаточно короткий для цивилизации период времени достигла значительных высот в материальной и духовной сферах. Корабли бороздят моря и позволяют выводить множество колоний от Крыма от Гибралтара, осуществлять регулярный торговый обмен.

Основная политическая, хозяйственная и гражданско-правовая единица - полис (город-государство). Полис представлял собой объединение частных землевладельцев, а также граждан, занимающихся различными промыслами и ремеслами, которые, будучи полноправными его членами, имели право на собственность. Полис - это город с прилегающей к нему сельской местностью, поэтому крестьяне, как и собственно горожане, входят в число граждан полиса.

Политический строй - демократия (народовластие), но к «демосу» (народу) относятся только полноправные граждане (без рабов, переселенцев из других полисов и некоторых других групп населения; они составляют менее половины жителей полиса). Социальное изменение задается шкалой «раб - гражданин», причем раб считался порочным человеком по своей природе, а добродетельным мог быть только полноправный гражданин полиса.

Древнегреческая культура дала миру демократию, зародившуюся в рамках полиса-государства, Олимпийские игры, первый полный буквенный алфавит (основу его греки взяли у финикийцев), причем в этой культуре письменность оказалась не профессиональным навыком, а достоянием каждого. Здесь также происходит зарождение театра и философии европейского типа. Развитие философии - систематических размышлений об устройстве и сущности мира, о человеке, о нравственности, о божественном.

Религия греков - политеизм (многобожие). Они верят в существование множества богов, большинство из которых живет на горе Олимп (отсюда - «олимпийская религия»). Олимпийская мифология определяет основные измерения духовной культуры, она пронизывает произведения искусства, литературы, обычаи и т.д. Вера в переселение душ. Вера в судьбу, изначально предопределенную каждому, отсюда - глубинный фатализм.

Время циклично. Существует великий год (около 30 000 лет), после которого все повторяется сначала. При этом современность, как правило, оценивается гораздо ниже прошлого (легенды о «золотом веке»).

Вселенная, космос ограничен, он делится на несколько сфер, вставленных одна в другую. Подлунный мир (все, что ниже сферы Луны) изменчив и непостоянен, надлунный - однообразен, правилен и нетленен.

Идеал грека - образцовый гражданин, тот, кто умер счастливым. В искусстве - совершенный, отвечающий определенным пропорциям, гармонично развитый человек. Появление, наряду с развитым эпосом, лирики и трагедии. Открытие индивидуальности, появление повествований о чувствах отдельного человека.

Культура устного общения. Книги как мнемонический прием, внешняя память, ценность же в общении, в беседе. Состязательность греческой культуры («агон»), ее проявление в спорте (Олимпийские игры, Немейские игры и т.д.), в любви к дискуссиям, в постоянной готовности отвечать на вызов, любовь к судебной процедуре.

«Эллинизм» - исторический период распространения греческой культуры на Египет и Восток, возникшей после походов Александра Македонского в III в. до н. э. Влияние греческой культуры продолжалось после распада огромного государства и образования на его основе «эллинистических» и восточных государств и на культуру этих государств до их покорения Римом или Парфией (280-30 гг. до н.э.). Понятие «эллинизм» ввел немецкий историк И. Дройзен.

Отличия Древнего Рима от Древней Греции:

- Рим - это колоссальная империя, где Греция - лишь одна из многочисленных провинций (правда, самая культурная; не случайно образованные римляне прекрасно знали греческий язык).

- Империя превращает гражданина в подданного со всеми вытекающими отсюда следствиями - мироощущение гражданина сменяется мироощущением космополита, власть народного собрания сменяется властью бюрократической машины, постоянная напряженность между центральной и местной властью и т.д.

- Структура власти и политика империалистические, что четко ощущается как в материальном, так и в духовном плане.

- Расцвет и взаимопроникновение множества разнообразных культов (местных, греческих, египетских, финикийских и т.д.), на фоне чего возникает и усиливается культ императора. Положительное отношение к культу императора как критерий законопослушности.

- Создание единой тонко продуманной правовой системы для огромной империи (в Греции каждый полис имел свои законы). Древний Рим дал Европе развитую юриспруденцию, из которой выросла современная система права.

- Искусство, литература и философия во многом вторичны по отношению к греческим; расцвет морализирующей философии. Гигантизм архитектуры как выражение имперских идеалов. Обостренный психологизм римского скульптурного портрета.

С падением Римской империи поклонение античным культам было забыто. Священный огонь в храме богини Весты (Рим), горевший с 715 г. до н.э., в 354 г. н. э. был погашен. В 392 г. состоялись последние Олимпийские игры, в 529 г. философы, придерживавшиеся античных традиций, были изгнаны из Византии в Персию.

Античная цивилизация представляет яркий пример развития в древности литературы, искусств, наук, построение правового государства.

Причину Троянской войны древние греки объясняли спором богинь Афродиты, Геры и Афины о том, кому достанется яблоко с надписью «наикрасивейшей».

Гомер создал поэмы «Илиада» и «Одиссея» (IX до н.э.), Гесиод - «Труды и дни» и «Теогония» (VIII в. до н.э.). Такие боги и герои мифов, как Аполлон, Дионис, Орфей очень тесно связаны с искусством. Богиня памяти Мнемосина рождает от бога Зевса девять муз, которые покровительствуют искусству, астрономии и истории, и горе Парнас водят хороводы по аккомпанемент кифары Аполлона. Бога виноделия Диониса сопровождают сатиры и вакханки, исполняющие безудержные «вакхические» танцы.

Мифологические сюжеты о богах и героях были источником древнегреческого театра (творчество Эсхила, Еврипида, Софокла). Античные мифы «возродились» в искусстве эпохи Ренессанса и Нового времени (художественное направление «классицизм» и др.).

В целом, в античной цивилизации можно выделить основные, наиболее яркие черты:

- гуманизм - здесь человек - «мера всех вещей», боги -- такие же люди, только обладающие рядом достоинств и качеств, превышающих человеческие возможности, поэтому храм в этой культуре - это не то место, где человек ощущает свою ничтожность, по сравнению с божеством, а наоборот: именно здесь можно ощутить свое велики и встретиться с богами один на один;

- рационализм - разум, рассудок здесь регулирует поступки, эмоции затухают, и появляется представление о том, что разум - единственное, что помогает человеку в любой ситуации сделать выбор;

- индивидуализм - значение эмоций не теряет смысла только в отношении человека к себе: именно в этой культуре, можно сказать, что происходит формирование личностного, индивидуального начала, здесь человек начинает себя осознавать не просто членом рода, а отдельным субъектом, личностью;

- агональный характер культуры - индивидуализм как важнейшая черта влияет на особенность античной культуры: «агон» - состязательный, соревновательный, достижение победы любой ценой, только бы удовлетворить свои собственные амбиции и выделиться из «массы»;

- пайдейя - воспитание, образование: в рамках полиса не должно быть человека, который бы не принимал участия в его делах, поэтому воспитание личности и гражданина становится жизненно важным; таким образом, пайдейя становится способом формирования личности, путем передачи ей рациональной системы знания, а также это приведение в состояние гармонии всего человеческого тела, которое является олицетворением внутреннего мира человека;

- законодательная основа - эта культура пытается достичь гармонии между природным миром и законом; здесь закон - это установление, которому подчиняются все люди и боги; свободный человек должен подчиняться только закону и он не потерпит верховенства над собой другого человека, поэтому в античной культуре, в отличие от многих других, над человеком нет господина, кроме закона;