logo
Арабское строительное искусство

Введение

Средневековой период в странах Ближнего и Среднего Востока совпадает с развитием и укреплением в них феодализма, распространением единой государственной религии - ислама.

Исламизация народов Азии, Северной Африки и юга Пиренейского полуострова шла вместе с их политическим подчинением. В VII в. на родине ислама Аравийском полуострове образовалось раннефеодальное государство - Арабский халифат, который к концу столетия подчинил себе Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В VII - начале VIII в. состав территории халифата вошла вся Северная Африка и часть Пиренейского полуострова на западе, Закавказье и Средняя Азия до границ Индии - на востоке. Первоначальным пребыванием халифов были аравийские города Медина, затем Мекка. С 60 - х годов VII в. с переходом власти к династии Омейядов столицей халифата стал Дамаск. В 750 г. утвердилась новая династия Аббасидов, и столица халифата была перенесена в Багдад.

Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли, однако, являться надежным надёжным и долговременным стимулом политического единства халифата. Борьба сшироким народных масс с феодалами и арабской знатью, жестоко эксплуатировавших крестьян и ремесленников, выливалась в мощные восстания, часто направленных против иноземного ига. В IX - X вв. социальное потрясения способствовало распаду халифата на отдельные государства.

Образование единого арабо-мусульманского государства по-разному повлияло на культурный облик покоренных народов. Некоторые из них (например, грузины и армяне) лишь номинально были в составе халифата, вскоре обретя свою фактическую независимость. Последовало отпадение от халифата и других стран (Ирана и Афганистана, Средней Азии, Азербайджана и др.), которые, сохранив свои национальные языки, восприняли от завоевателей ислама, что существенно повлияло на их культуру. Наконец некоторые из завоеванных стран были не только исламизированы, но и арабизированы, т.е. народы этих стран восприняли как основной арабский язык. К этой группе арабских стран относятся Сирия, Палестина, Ирак, Египет, страны Магриба ( Тунис, Алжир, Марокко) и южная часть Испании.

Культура арабов периода завоеваний, как правило, была ниже культур завоеванных стран. Развитие местных традиций имело имело решающее значение в развитии арабо-мусульманской культуры. Особенно важную роль играло взаимодействие с высокой средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Вместе с тем единство религии и интенсивные связи между народами халифата, содействовавшие обмену опытом, способствовало формированию некоторых общих черт арабо-мусульманской культуры.

В архитектуре местные строительные традиции сочетались с требованиями, выдвигаемыми централизованной феодальной властью и новой религией. Наряду с дворцами правителей и укрепленными замками широкое распространение получили новые типы зданий: мечеть -огромные залы, вмещавшие иногда тысячи молящихся, минареты - башни, с которых верующих созывали на молитву, медресе - здания мусульманских духовных училищ, мавзолеи - воздвигаемые чаще всего над могилами крупных духовных деятелей, правителей и феодальной знати.

В период зрелого средневековья большого расцвета достигли города. В IX - XIII вв. арабские, а так же иранские, азербайджанские и среднеазиатские города были не только торговыми и административными центрами, но и крупнейшими центрами учености, славились библиотеками, школами, университетами и другими просветительными учреждениями. Интенсивно застраивавшиеся города обносились мощными крепостными стенами, строились укрепленные дворцы правителей, соборные мечети, общественные здания. У стен города со временем вырастали заселенные ремесленниками предместья - рабады, куда постепенно перемещался экономический центр городской жизни. Среди типов зданий, связанных с торговлей, следует выделить крытые рынки и строившиеся в городах и на торговых путях караван-сараи, служившие для размещения караванов на отдых. Строились госпитали - маристаны, иногда представлявшие собой обширные комплексы с помещениями для больных, баней, кухней и др., а также здания различного общественного и торгового назначения. Известную общность можно отметить в типах жилищ в странах с сухим и жарким климатом. Издавна были выработаны приемы планировки домов с внутренними дворами и с защищающими от зноя крытыми галереями.