2.1 Философия Канта
По мнению Канта, - основателя немецкой классической философии, природа сама по себе не содержит никакой гарантии разумного существования человека. В своем естественном течении она слепа и безразлична к человеческим целям: ею движет лишенная всякого смысла необходимость. Поэтому, слепо следуя природе, человек не может быть существом разумным. Напротив, разумность, по мнению Канта, заключается в способности человека действовать независимо от природы, т.е. свободно. В противном случае, человек становится марионеткой в руках природы и обстоятельств. Разум, считает Кант, дан человеку не для того, чтобы он заботился о собственном благополучии и удовлетворял свои чувственные потребности, наслаждаясь жизнью.
Действительное назначение разума заключается в его влиянии на волю, благодаря которой человек сумеет подчинить нравственному закону свои чувства, мысли и поступки. Совершенствуя данные от природы способности и умения, человек создает культуру. Сущностью культуры является то, что человек обретает способность действовать независимо от природы.
Вслед за Руссо Кант критикует цивилизацию, которая безжалостна по отношению к отдельному человеку, однако представляет несомненный прогресс по отношению ко всему человеческому роду. На пути к более совершенному обществу, каким является правовое государство, человечество ожидают тяжелые испытания и опустошительные войны, которые могут поставить под угрозу само существование культуры и цивилизации. Поэтому Кант ставит вопрос о необходимости совершенствования нравственности человека, которая является высшим проявлением его культуры.
Идеи о связи культуры и нравственности до Канта высказывали английские и французские просветители (правда, речь шла больше об искусстве), однако именно у Канта они оказываются в центре его теоретических рассуждений. Согласно Канту, с выходом человечества из естественного состояния и его переходом в «моральное состояние» развертывается вся мировая история и культура. Подняв человека над грубостью и его животным существованием в природе, культура не только развивает его способности и задатки, но и морально образовывает человека, стремясь обуздать эгоистические интересы и примирить враждующие стороны. Благодаря культуре человек либо превращается в физически совершенное и моральное существо, либо гибнет. Теория Канта носит открытый «характер» - он считает, что процесс культурного развития общества, как и отдельного человека, не закончен и в будущем должен быть продолжен, хотя на этом пути человечество переживает известные сложности. С одной стороны, эти трудности вызваны влиянием цивилизации, а с другой - человеку необходимо научиться преодолеть собственные эгоистические интересы, уметь согласовать в себе чувственную и разумную природу.
- 1. Культура и искусство XVII-XVIII веков
- 1.1 Эпоха абсолютизма
- 1.2 Эстетика классицизма
- 1.3 Искусство барокко
- 1.4 Творчество Рембрандта и Эль Греко
- 2. Культура и искусство XIX века
- 2.1 Философия Канта
- 2.2 Теория Шиллера
- 2.3 Эстетические идеи в творчестве немецких романтиков
- 2.4 Творчество Гете
- 2.5 Философия Гегеля
- 2.6 Импрессионизм
- 2.7 Постимпрессионизм
- Список использованных источников