logo
Культура материальная и духовная

1. Общий анализ понятия «культура»

Понятие культуры чрезвычайно широко, поскольку в нем отражается сложное, многогранное явление человеческой истории. Не случайно специалисты-культурологи давно бьются над его определением, но до сих пор не могут сформулировать такое определение культуры, которое бы удовлетворило если не всех, то хотя бы большинство ученых.

Этимологически слово «культура» восходит к латинскому термину «cultura» (возделывание, обрабатывание, взращивание, земледелие). В теологическом толковании его соотносят с «культом», верой, полагая, что культ -- это бутон, из которого произрастает культура. Новый смысл понятия «культура» ввёл Цицерон: «культура -- возделывание души человека». Из этого формируются определённые качества humanitas, что в переводе с латинского означает «человечность» [2].

В качестве научного термин появился лишь в XVIII веке, но точного определения дано не было. Впервые термин «культура» объяснил Эд Тайлор: «Культура, или цивилизация, слагается в своём целом из знания, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». С 20 века начинают появляться уже тысячи определений (Кребер, Клакхон, и др.) Причина множественности -- в том, что сама культура неравномерна, многогранна.

Итак, культура -- область человеческой деятельности, связанная с самовыражением (культ, подражание) человека, проявлением его субъектности (субъективности, характера, навыков, умения и знаний). Именно поэтому всякая культура имеет дополнительные характеристики, т.к. связана как с творчеством человека, так и повседневной практикой, коммуникацией, отражением, обобщением и его повседневной жизнью. Под культурой понимают то, что выделяет человеческое существование из природного бытия и составляет содержание и смысл человека [1].

Краткое и емкое определение можно дать следующее: «культура по внутренней сущности -- это технология (способ созидательной деятельности) общественного человека, это надприродный способ накопления и передачи человеческого родового и индивидуального опыта, его оценивания и осмысления, это то, что выделяет человека из внешнего мира и открывает путь самобытного свободного развития. Включает в себя и деятельность, и её результаты, смыслы и оценки» [2].

Общий анализ культуры не может обойти такой вопрос как ее многообразие. Так, в реальной действительности нет человека абстрактного как такового, а существует конкретный человек как продукт развития или иного общества, то и нет общей культуры, скроенной на все времена и на все обстоятельства, а существует ее определенные разновидности.

Мир культуры многолик. Отсюда возможна ее типология, которую можно осуществить в зависимости от того, что мы берем за основу такой типологии [8]. Если, к примеру, взять наиболее общий критерий (мерило) - географический (региональный), - то всю мировую культуру мы можем разделить на такие ее виды, как европейская, азиатская, африканская, латиноамериканская, североамериканская культуры. И естественно здесь будут определенные различия между ними, их непохожесть: африканская культура будет отличаться от азиатской, та в свою очередь от европейской и т.д.

Можно разделить культуру и по другому критерию - вероучению, т.е. взять за основу существующие мировые религии. В результате мы получим христианскую культуру, исламскую, иудейскую, буддийскую, которые в свою очередь, тоже не однородны: то же христианство делится на православие, католицизм, протестанство. Так как культура пронизывает все сферы общественной жизни, то в соответствии с этим мы можем классифицировать ее и по роду деятельности и специфике отношений: культура земледелия, производственная культура, культура сферы обслуживания (сервис), культура быта, культура застолья, культура поведения, политическая, правовая культуры и т.д. В каждом виде человеческой деятельности культура характеризует степень развития и проявления творческих сил человека.