logo
"Революция" Караваджо и "Караваджизм" в западноевропейском искусстве XVII века

5. Реализм Нового времени

От так называемого «реализма в широком смысле», под которым в сущности понимают вообще развитое изобразительное начало в изобразительном искусстве -- с этой точки зрения говорят о реализме самых ранних произведений и этапов в развитии искусства -- реализм Нового времени отличается тем. что представляет собой определенную систему видения, специально ориентированную на воспроизведение предлежащего человеку чувственно воспринимаемого мира со всей доступной полнотой.

Реализм Нового времени, как и академизм, возникает вслед за распадением ренессансной гармонии и появлением конфликта между идеалом и действительностью. Такая принципиально новая для искусства форма художественного обобщения -- отражения общегуманистического, универсального, -- отвечает специфике общественного и эстетического идеала Нового времени, природе формирующегося буржуазного общества, наделенного способностью бесконечного развития, не знающего внеположенного ограничения. Однако новый реализм создает свои способы преображения реального, его эстетизации, то есть раскрытия его связей с идеалом, его интерпретации в духе идеала. Прежде всего само стремление реализма к максимальной полноте, непосредственности, органичности и эмоциональной яркости воссоздания реального «как оно есть» в своей основе глубоко идеально, так как является отражением взгляда и духа человека, воспринимающего эту реальность, то есть предстает косвенным воплощением субъекта реалистического искусства, иначе -- внутреннего мира современной личности.

Реалистическая живопись Нового времени -- сугубо станковая по природе и остается таковой даже тогда, когда на ее основе создается монументальный по функции или по характеру образ («Мепины» и «Пряхи» Веласкеса, «Ночной дозор» Рем6рандта). Она, как правило, выключена из синтеза искусств, прежде всего свободна от образных связей с архитектурой -- исключения относятся в основном к ранней, «караваджиевской» стадии ее развития, -- и ведет обособленное существование. Уже в силу этого она не может претендовать на универсальный охват всей проблематики Нового времени в целом или отдельных его этапов. Но она не может претендовать на это также потому, что самое ее появление в момент кризиса общеэпохального стиля и связанного с ним универсального типа художественного мышления свидетельствует о вступлении европейской культуры в новую стадию, где господство личностного, индивидуально обретаемого творческого метода исключает наличие всеобъемлющей, равно органичной и обязательной для всех художников системы.

Основной культурный принцип Нового времени удерживает завещанное Ренессансом ключевое положение крупной творческой личности, но наряду с этим получает существенное значение также разнообразие идейно-художественных множеств -- направлений, течений: в 17 столетии это уже достаточно наглядно демонстрирует Италия. [8,с.87]