logo
Ашугское искусство народов Южного Дагестана. Мусульманская культура и арабо-графическое книгопечатание

1. Духовно-нравственные аспекты ашугского искусства народов Южного Дагестана

Слово «ашуг» имеет арабское происхождение. Изначально, оно означало -- «страстно любящий, пылающий любовью к божеству», затем перешедшее в персидский, тюркские, армянский, и грузинский языки уже со значением «певца-поэта».

Музыкально-поэтическое творчество ашугов относится к музыкальной культуре устной традиции. Исполнителями ашугских песен являлись, как правило, профессионалы высокого класса, так как это требовало большого мастерства, в то время как песни и танцы сочинялись в широкой народной среде. Профессиональных ашугов разделяют на две категории: ашуги-исполнители и ашуги-поэты. Ашуги-исполнители, будучи профессиональными сказителями, не занимаются поэтическим творчеством. Благодаря своим индивидуальным способностям и тонкому пониманию специфики родного фольклора они вносят различного рода вариации и изменения в свои дастаны и сказания, особенно в их прозаические формы. А ашуги-поэты, наоборот, наряду со сказительской деятельностью, занимаются ещё и поэтическим творчеством.

Ашугское искусство народов Южного Дагестана - составная часть культуры Дагестана. Ашугское искусство богато философским, духовно-нравственным, социально-общественным содержанием. Духовно-нравственные аспекты ашугского искусства выражаются, в основном, через любовную лирику, дидактизм «устаднаме» и более всего через эпос.

Ашугское искусство, выражая богатство духовной жизни народа, его нравственные идеалы, вылилось в мощный поток многокрасочного художественного мышления народов Южного Дагестана.

В словесном репертуаре первых ашугов Юждага довлели поэтические образы, взятые из мистико-теософского видения мира, а также из пережитков мифологии. Духовность первых ашугов-суфиев ещё долгое время существовала в рамках религиозной секты, пока не изжила последствия этого философско-этического направления.

В XIX в. ашугское творчество в лице Лезги Ахмеда, Фатали из Великента, Режеба из Ихрека, Халида из Карадаглы и многих других достигает расцвета, так как к этому времени завершается становление всех аспектов этого универсального для народов Юждага искусства, особенно духовно-нравственных.

Народные певцы-ашуги, глубоко одаренные, обладавшие замечательной памятью, подлинно художественным воображением, тонким эстетическим чутьём были основными создателями, хранителями и распространителями песен и дастанов, которые отражали духовно-нравственное состояние общества. Ашуги прекрасно знали историю, быт и обычаи своего народа. Авторитет их был очень высок. Неизменным содержанием их творчества был труд простых людей, их горести и радости. В дореволюционном Дагестане народные певцы нередко подвергались жестоким преследованиям со стороны официальных властей, местных феодалов, некоторых служителей религиозного культа. Но и в таких условиях ашуги сохраняли верность нравственным и эстетическим идеалам трудового народа и смело слагали песни, в которых выражали идеи свободы, гуманизма и справедливости. Кроме этих идей ашугское искусство богато и другими проявлениями своего духовно-нравственного содержания. Много у ашугов Юждага песен, воспевающих духовную красоту поведения человека в обществе (уважение к старшим, забота о младших и т.д.). Большинство таких произведений носит дидактический характер:

Сын человека, тебе совет дам:

Человеку пять аршинов бязи нужно будет.

Об отце, о матери, о жизни в этом светлом мире

Отчитываться время подойдёт.

Обязательная функция ашугского искусства - «устаднаме», т.е. дидактизм. Своими песнями ашуг воспитывал массы, призывал к бдительности, зоркости, разборчивости в друзьях, оберегая от всякой лжи, от ложной дружбы, прививая честность, мужество. Эти назидания реализовывались в характерных для ашугского искусства жанрах «жалоба» и «советы». Например, в «Жалобе Халида» ашуг Халид сетует на то, что люди стали хитрыми, коварными. Даже другу подчас трудно доверять: «… ста друзьям хотя бы грамма доверия откуда? Люди заблудились и переняли облик шайтана…».

В условиях малограмотности большинства крестьянства дидактизм ашугского искусства играл прогрессивную роль в деле воспитания масс. Народ ждал от ашуга «драгоценное слово».

Произведения назидательного характера можно условно объединить в цикл «о благородстве и подлости» («мерде - намердин»). Эти произведения обогащены ещё и глубоким философским содержанием. Ашуги делятся мыслями о смысле жизни и человеческого существования, дают практические советы, прививают высокие моральные качества.

Все положительные и отрицательные качества они воплощают соответственно в образах великодушно-храброго (мерд) и низменно-трусливого (намерд) человека. Моральные качества первого - вежливость, скромность, щедрость, жизнерадостность, храбрость; второго - коварство, грубость, лицемерие, прихлебательство, самодовольство и трусость. Хорошо известная философия добра и зла оживала у ашугов в новых этических и эстетических понятиях.

В любовной лирике ашугов сильно традиционное восхваление возлюбленной, любовных радостей. Любовь трактуется как проявление человечности и чуткости. В центре ашугской лирики стоит образ любимой, олицетворяющей реальную красоту.

Ашуги приблизили творчество к жизни, ослабив тем самым интуитивное следование традициям литературы Востока, открыв широкий простор для расцвета творческой фантазии. В этом смысле мастерство ашугов проявлялось не в иной интерпретации сюжета, образов или ситуаций, но в первую очередь в соотношении их со своей эпохой. Избирая в качестве традиционной (и стало быть известной) основы нравственную идею народного эпоса, ашуги вели свободное развитие и осмысление самой современной действительности, сопрягая их с народной историей и идеалами, закрепленными в народе.

Ашугское творчество - яркая и самобытная часть культуры народов Южного Дагестана. Оно как зеркало народной памяти отражало думы и чаяния своего народа. Ашуги в своих песнях сумели раскрыть образ родного края, рассказать о духовном мире современников. Ашуг жил и дышал тем же воздухом, что и его народ, был его глазами, ушами, устами и поэтому в большинстве случаев говорил от имени своего народа.