logo
Методика выполнения живописной работы в жанре сельского пейзажа

1.3 Творчество И.И. Левитана

Своей вершины русская живопись 19 века достигла в творчестве ученика Саврасова И.И. Левитана.

Никто другой не смог показать такие удивительные состояния природы, какие мастерски изображал на холсте Левитан. Каждое из этих состояний индивидуально и неповторимо. Его работы больше чем просто живопись, в них есть душа, есть переживания и размышления. В своих работах, он как будто ведет с ней беседу, раскрывая зрителю все ее секреты. В них нет ни метафор, ни преувеличений, а показана их истинная сущность.[8 с.16]

Интересна техника живописи художника. Мазки его живые и непринужденные. Они повторяют свойства и фактуру отдельных предметов картины, показывая их облик живым. При этом все они как бы живут по отдельности, но не могут существовать друг без друга, что до боли напоминает нам реальность. Если это береза - то мазки повторяют фактуру листьев - они положены под углом, нежно и более тонкой кистью. Если это небо, то оно прописано более широкой кистью и на нем не видны границы каждого мазка (Приложение А1). Благодаря такому приему оно кажется цельным и легким. Если это трава, то мазок в форме травинки. Несмотря на некоторое слияние мазков, к примеру, при рисовании травы, они, все равно, расположены под определенным углом, по направлению роста травы, поэтому возникает ощущение реального образа структуры и фактуры. Рисует живописец траву, ведя мазок снизу вверх, достигая максимального ощущения легкости формы. Если это здание, то статичность и монументальность его достигается широким мазком сверху вниз, по отношению к другим, косым следам кисти.[9 с.17]

Впечатляет и колорит картин Левитана. Цвета его особенные и простые одновременно. В них нет чересчур бурной экспрессии. Художник больше реалист, чем импрессионист, но в его реализме нет пустоты мысли и банальности. Его произведения живы и легки, и зритель легко окунается в их бесконечно свободное пространство. Цвета работ Левитана тяжело описать словами, они точны и конкретны. Мелочи не интересуют автора, он уделяет внимание общему колориту картины, впечатлению, которое производит на него природа.[10 с.16]

Левитану интересен облик природы, ее состояние, ее образ. «Надо не только иметь глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной» - говорил Исаак Левитан. Он мастерски выражает себя, рисуя мир полным смысла в простоте. Цвета его в большей степени локальны, но в них нет ничего лишнего. Левитан играет и с насыщенностью цветов: на переднем плане, а так же на свету они насыщенней, чем на заднем и в тени. Но в основном мастер внимание уделяет тону. Он тонко может проследить каждый тон предмета в отдельности и показать правильный общий тон картины.

Художник понимает, что у каждого времени суток, разный тон. Своими живописными приемами он может показать, к примеру, влажность воздуха, или теплоту света.[11 с.16]

Мастер строит форму предмета цветом, светом и тенью и в ней нет лишней пестроты и беспорядочности линий. Художник хорошо понимает, как естественный свет влияет на цвет предметов, и как их тени влияют друг на друга. Его живопись смела и обдумана, проста и понятна без слов и описаний.[12 с.16]

В его произведениях четко прослеживается воздушная перспектива. Объекты на заднем плане размыты, «затуманены», а то, что находится спереди прорисовано четко и контрастно. Так же присутствует и линейная перспектива, для передачи еще большего пространства.[13 с.16]

Все картины Левитана поражают своей искренностью и красотой. Работы написаны с душой и трепетом, в каждой есть неповторимое состояние, загадка, мысль. Чехов А.П. о Левитане: «Ах, были бы у меня деньги, купил бы я у Левитана его "Деревню" - серенькую, жалкенькую, затерянную.

До такой изумительной простоты и ясности мотива, до которых дошел в последнее время Левитан, никто не доходил до него.[14 с.16]

Особенно ему удавался столь сложный цвет как зеленый, присутствующий во множестве нюансов и оттенков на каждой картине. Меланхоличность натуры Левитана передавалась через его картины, которые передавали чувства художника через все грани цветов зрителю. Все пейзажи, написанные Левитаном, исключительно лиричны. Они словно замерли под задумчивым взглядом пейзажиста. Левитан обладал каким-то особым даром выражать через свет, полутени, цветовые оттенки настроение. Меланхолия Левитана, возможно, происходила от его нелегкой жизни, в которой присутствовали все оттенки грусти. Тем не менее, грусть не заняла свое место на его полотнах, лишь легкая задумчивость, глубокая тишина царят на его картинах, успокаивая и утешая, открывая душевные переживания художника.[15 с. 16]

Зрителей покоряли спокойствие и умиротворенность волжских пейзажей, прозрачность вечернего воздуха, теплые отблески солнечных лучей на водной глади, прибрежной зелени и белых стенах монастыря. Первый биограф Левитана С. Глаголь писал, что эти картины "имели огромный успех у художников и публики, и Левитан впервые достигает всеобщего признания и становится первым пейзажистом России". А.П. Чехов, увидев волжские пейзажи Левитана, сказал: "Знаешь, на твоих картинах появилась улыбка".

Это было точное наблюдение. Чехов вообще хорошо понимал творчество Левитана.

Между писателем и художником было много общего: талант, сходное видение мира и ощущение природы, замечательный юмор. Они оба, каждый по-своему, выражали настроения, характерные для русского общества в конце ХIХ века.

Обоим был отпущен короткий жизненный срок.[16 с. 16]