Бальный танец в становлении личности: история и современность

курсовая работа

ВВЕДЕНИЕ

За последние двадцать лет в нашей стране, как и во всем мире, произошел значительный рост интереса к бальному танцу. Это можно заметить по количеству различных студий, в которых занимаются этим видом хореографии, как по всей России, так и в нашем городе, по количеству трансляций с различных международных конкурсов по спортивным бальным танцам. Включение бальных танцев в Олимпийскую программу так же является фактом, подтверждающим наличие этого интереса.

И это не удивительно, ведь зрелищность бального танца, соединяя в себе красоту музыки и движения, во все времена привлекала к себе повышенное внимание. Прекрасные пары на паркете, одетые во фраки и бальные платья, чарующая музыка, светящиеся одухотворенные лица - что может быть лучше этого? Какие родители после знакомства с бальной хореографией не мечтают, чтобы их ребенок научился так красиво двигаться? Кроме того, большим плюсом бального танца является приобщение к музыке и театру, к искусству в целом.

Немаловажным фактором роста количества занимающихся данным видом искусства была возможность организовать досуг детей, ведь после распада пионерских и других детских организаций этой проблемой, кроме школы, интересовались не многие.

Однако в последние годы бальный танец из жанра хореографического искусства, широко распространенного по всей стране, превратился скорее в вид элитного спорта, которым имеют возможность заниматься только отпрыски очень обеспеченных родителей. Изменились и цели бальной хореографии. Если раньше в качестве главной выдвигалась цель гармонического воспитания подрастающего поколения, то сейчас, в основном, идет погоня за спортивными результатами.

Масштаб танцевального движения в стране удивляет всех. За границей никому даже в кошмарном сне не приснится более 1000 клубов только в столице. Танцы - это прекрасно, но крайности вредны.

Непростая экономическая ситуация в стране приводит к тому, что образование дополнительное часто становится основным. Очень многие переходят на вечернее отделение либо экстернат, а то и вовсе бросают школу уже с шестого класса. Представьте себе ребёнка, который получил шестилетнее образование. Звёздная пыль большого спорта в сочетании с русским размахом создаёт иллюзию, что можно добиться успеха, не развиваясь ни в чём, кроме танцев.

Многих известных российских педагогов, психологов и тренеров, таких как Станислав Попов, Леонид Плетнев, Нина Рубинштейн, волнуют эти проблемы современного бального преподавания, тем более что сложившейся системы обучения детей бальной хореографии в нашей стране в настоящее время не существует.(15; 19; 20; 22)

Преподаванием этого вида танца занимаются, в основном, тренеры без педагогического образования, бывшие и настоящие спортсмены. У каждого из них своя методика и практика обучения, каждый из них, прежде всего, мечтает вырастить чемпиона, ведь от этого зависит престиж студии и тренера, и, в конце концов, материальный достаток.

Именно поэтому, педагоги, которые ставят перед собой цели воспитания в своем ученике, прежде всего, духовности, все чаще обращаются к моменту зарождения и становления бальной хореографии в России. И это не случайно, ведь в с XVIII века в стране происходит формирование нового высшего слоя населения - дворянства, который стал эталоном культуры и образованности для всего русского общества.

Многих современных исследователей (1; 3; 5; 6; 9; 11; 14) интересует, каким образом занятие бальными танцами, хореографией смогли помочь в становлении такого типа русского дворянства, о котором мечтал Петр I и его последователи.

Для тренеров и преподавателей бального танца в настоящее время чрезвычайно актуальной является проблема использования тех методов и форм обучения танцу, характерных для XVIII-XIX вв., с помощью которых возможно формирование не только внешнего, но и внутреннего облика человека.

Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы, ее недостаточная разработанность обуславливает выбор нашей темы.

Цель настоящей работы - выявить особенности, плюсы и минусы обучения бальной хореографии в настоящее время и во времена ее зарождения и становления в России.

Объект исследования - процесс формирования гармоничной личности при приобщении к бальному танцу.

Предмет исследования - особенности преподавания бальной хореографии в России в XVIII-XIX вв. и в настоящее время.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические источники по данной теме.

2.Выделить характерные черты нового типа русского дворянина XVIII-XIX вв.

3.Выявить предпосылки и причины появления бального танца в России, проследить его развитие на русской почве.

4. Выявить особенности преподавания бального танца в России в различные исторические периоды.

5.На основе теоретических источников и практических наработок проследить взаимосвязь между преподаванием бального танца и формированием гармонично развитой личности.

Методы исследования: анализ литературы по проблеме исследования, изучение и обобщение практики преподавания бального танца в студиях города Новокузнецка и собственных практических занятий, систематизация и анализ полученного материала.

Работа опирается на исследования известных тренеров и хореографов России Н. Рубинштейн, С. Попова, Л. Плетнева, а также труды писателей и культурологов Ю. Лотмана, Ю.М. Овсянникова, Р.И. Груббера, М.С. Друскина, И.Т. Посошкова и др.

Теоретическое и практическое значение исследования определяется тем, что в нем охарактеризованы основные плюсы и минусы занятий бальной хореографией на разных этапах ее развития, а также имеется возможность использовать материалы исследования при преподавании бального танца различной категории обучающихся в целях формирования гармонично развитой личности

Кроме того, основываясь на материалах исследования можно разработать и внедрить программу по «Истории бального этикета», где бы наряду с изучением истории развития бальной хореографии в России детям преподавались и прививались этические нормы и правила.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, списка используемой литературы и приложения.

В качестве базы исследования нами выбрана гимназия №11 г.Новокузнецка.

Делись добром ;)