logo search
"Сталинские высотки": история создания и строительства

1. Причины появления феномена «сталинских высоток» и поиск архитектурных решений

сталинский высотка строительство

Перед тем как перейти к основной части реферата стоит заметить, что название «высотные здания» такой термин утвердился лишь в начале 50-х годов, до этого говорили «многоэтажные здания». Дело в том, что многоэтажные дома неизбежно ассоциировались с американскими небоскребами, которые, как легко можно догадаться в советское время яростно критиковали. Поэтому и появились «высотные здания», очень скоро их упростили в разговорной речи до «высоток».

«Сталинскими высотками» стали называть семь высотных зданий «семь сестёр» , построенных в столице в течении 1940-х -- начале 1950-х годов. Строительство было приурочено и должно было символизировать 800-летие Москвы, а для этого планировалось построить 8 высотных зданий. Строительство «восьмой сестры», прекращено после смерти Сталина. Позже, на этом месте построена гостиница «Россия».

По предложению И.В. Сталина 13 января 1947 года Совет министров СССР принял Постановление «О строительстве в г. Москве многоэтажных зданий». Эти здания должны были стать вершиной послевоенного «сталинского ампира» в городской архитектуре. Венчать 8 высотных зданий должен был Дворец Совета, однако относительно него замысел так и не был воплощен в реальность. Также сохранялась и задача возведения в центре города Дворца Советов, проект которого в 1934 году выполнили архитекторы Б.М. Иофан, В.Г. Гельфрейх и В.А. Щуко. Выбирая месторасположение высотных зданий, архитекторы должны были определить для каждого из них место, наиболее целесообразное с точки зрения красоты силуэта города, так как Москва отличается характерным рельефом.

Восемь проектируемых высотных зданий должны были определить опорные точки города, способные акцентировать его вертикальные отметки, утраченные в ходе реконструкции в 1930-х годах. Так как для облика Москвы всегда были характерны вертикали, которыми раньше являлись церкви, колокольни и башни. В своих воспоминаниях, записанных в 1970-е гг., Д. Н. Чечулин, в 1940-е гг. бывший главным архитектором Москвы, рассказывает о том, что ему в процессе работы над проектом жилого дома на Котельнической набережной пришла в голову мысль о высотных сооружениях, которые бы вновь оживили силуэт Москвы, испорченный заслонившими вертикали города высокими административными и жилыми домами.

Пропорции и силуэты этих зданий должны быть оригинальны и своей архитектурно-художественной композицией должны быть увязаны с исторически сложившейся архитектурой города и силуэтом будущего Дворца Советов. В соответствии с этим проектируемые здания не должны повторять образцы известных за границей многоэтажных зданий». Для выполнения этого задания следовало «привлечь к работе по проектированию этих зданий крупнейших архитекторов страны».

Итак, в проектном задании сформулированы три трудно уживающиеся вместе задачи: создать в Москве неамериканские небоскребы, соотнести их с планируемым, но еще не построенным - Дворцом Советов, и связать силуэты новых зданий с историческим силуэтом древнего города.

Вот что говорит об этом М. В. Посохин, один из авторов высотного дома на площади Восстания и крупного архитектора последующих советских периодов, «оттепели» и застоя. Он пишет: «Интересно, что тогда, во время проектирования здания на площади Восстания - нам нельзя было в приказном порядке пользоваться иностранными журналами при проектировании; тем самым исключалось заимствование и влияние Запада. Но желания такого не возникало; и мы увлекались русскими высотными композициями»

Высотные здания Москвы можно рассматривать как архитектурный ответ США, которые после II Мировой войны стали основным соперником необыкновенно усилившегося СССР. И даже если правительственное постановление предупреждает о недопустимости повторения заграничных образцов, они все равно повторяются. СССР, Сталин, Москва отныне следят только за Америкой, и повторение американских форм (с несомненным желанием их превзойти, затмить, посрамить) в архитектуре теперь неминуемо, хотя декларируется как раз отказ от повторения.

Первое что мы видим в «высотных домах» - желание превзойти американскую культуру в архитектуре. «Высотки» можно воспринимать как знак переориентации архитектуры СССР с французского варианта стиля Арт Деко на американский вариант. Американская линия внутри архитектуры высоток говорит о борьбе и взаимном переглядывании культур сверхдержав послевоенного мира.

Второе, что легко заметить- это ориентация всех высоток на Дворец Советов. Но силуэт Дворца Советов в виде башни, увенчанной скульптурой Ленина, достаточно далек от того, что мы имеем в высотных зданиях Москвы. Можно говорить о том, что тот стиль, который был во многом заимствован Б. М. Иофаном у итальянского архитектора неоклассического направления Армандо Бразини, а Иофан учился у него и работал в его мастерской, в высотках Москвы уже отвергнут или заменен американским вариантом Арт Деко с определенными изменениями и дополнениями.

Третья линия, выделяемая в архитектуре «высоток» - линия национальная, понимаемая современниками как традиционно русская. Прямое указание на такую трактовку есть в уже процитированной фразе правительственного постановления, где говорится о равнении на историческую архитектуру Москвы. Архитектор В. К. Олтаржевский, участвовавший в сооружении высотных зданий и написавший о них книгу, говорит что, в русской архитектуре сооружение высотных зданий всегда связывалось с самыми значительными историческими событиями в жизни народа и страны. Высотные здания придали старым русским городам - и в первую очередь Москве - их своеобразный, ярко выраженный силуэт.

Откуда же возникла эта национальная линия в архитектуре? Во-первых, это соответствовало политике И.В.Сталина во время Великой Отечественной войны - возвеличивание всего русского. Во-вторых, еще в 1940 году вышел сборник статей «Русская архитектура», выпущенный Академией архитектуры СССР, где объясняется своеобразие русской архитектуры, которое опять же выражено именно в вертикализме, о чем говорилось ранее.

Внутренние помещения зданий также должны были быть тщательно продуманы, как и внешний облик зданий. Оформление интерьеров общественных помещений всех высотных зданий выполнялось с преобладанием элементов классического архитектурного стиля и должно было соответствовать монументальному экстерьеру сооружений. К примеру, в отделке вестибюлей и парадных помещений зданий МГУ и МИДа широко использовался натуральный белый и красный мрамор, различные сорта полированного гранита в сочетании с искусственным камнем. Оригинально решалось и освещение помещений в виде изящных люстр и бра с люминесцентными лампами. Весьма нестандартно решены интерьеры общественных помещений гостиницы «Ленинградская», убранство которых отчасти напоминает элементы русского зодчества конца XVII - начала XVIII веков. Основное композиционное ядро парадных интерьеров шестиэтажного стилобата гостиницы составляет центральная лестница с 19-метровой люстрой, свет которой отражается в зеркальных стеклах, вытянутых на всю высоту лестничной клетки.