logo search
Прическа в стиле "барокко"

2.3 Организация рабочего места

Согласно санитарным нормам, вступившим в силу в 2003 году, парикмахерская должна быть расположена в помещении, которое соответствует следующим требованиям.

Помещение должно быть изолированным (то есть парикмахерская должна располагаться в отдельном здании или иметь отдельный вход).

Если парикмахерская располагается в жилом здании, она должна быть на первом этаже. Обязательным условием является наличие автономной принудительной вентиляции, то есть системы кондиционирования.

Высота потолков в рабочих помещениях должна быть не менее 3 м, высота прочих помещений - не менее 2,7 м.

Если парикмахерская размещается в цокольном или подвальном этаже, должно быть специальное заключение СЭС о пригодности помещения для использования в качестве парикмахерской.

Если в парикмахерской будут выполняться маникюр, педикюр, оказываться косметологические услуги, для оказания этих услуг должны быть выделены отдельные помещения. Если в зале имеется не менее 6 м свободного места, допускается организация одного рабочего места для выполнения маникюра.

Окна нельзя загромождать или заслонять мебелью и оборудованием, они должны быть целыми и чистыми.

Обязательно наличие водопровода и канализации. Желательно наличие горячего водоснабжения, в случае его отсутствия можно установить водонагреватели. Естественно, что для их установки требуется специальное разрешение энергетиков.

Мебель в парикмахерской, а также отделочные материалы стен, полов и потолка должны быть гладкими и легко подвергаться обработке дезрастворами. Кресла должны быть расположены на расстоянии не ближе чем 0,7 м от стен и не менее чем 1,8 м друг от друга. В больших помещениях, где кресла стоят рядами, расстояние между рядами должно быть не менее 5 м.

Рабочие места парикмахеров оборудуются креслами, туалетными столами с раковинами для мытья волос. При наличии отдельного помещения или специального места для мытья волос допускается установка туалетных столиков без раковин.

Рис. 1. Рабочее место

В мужском и женском парикмахерских залах должна быть оборудована раковина для мытья рук парикмахеров. Если в парикмахерской не более 3 рабочих мест, то допускается иметь в зале одну раковину для мытья волос и один сушуар.

Парикмахерские должны иметь подсобные, вспомогательные и бытовые помещения (гардеробные, комнаты отдыха и приема пищи с необходимым оборудованием, туалеты, кладовые, помещения для хранения инвентаря, мусора, остриженных волос). В небольших помещениях допускается совмещение некоторых помещений, если это не нарушает санитарных правил.

Для одежды персонала существуют индивидуальные шкафы, которые не могут находиться в одном помещении с использованным бельем. Кладовая для чистого белья и различных средств ухода, моющих, красящих и прочих химически активных веществ, которые должны храниться на стеллажах, также не может располагаться в одном помещении с ящиками для грязного белья.

Состриженные волосы в парикмахерских собираются в специальную емкость с крышкой. Все постижерные работы проводятся в отдельном помещении, имеющем не менее 8 м2на1 рабочее место.

Белье стирают в прачечной, располагающейся в той же парикмахерской также в отдельном помещении.

Рис.2. Сушуар

Белье стирают и обеззараживают кипячением или добавлением дезинфицирующих средств.

Для обеззараживания помещений используются бактерицидные лампы, которые устанавливаются в соответствии с их техническими характеристиками так, чтобы все помещение подвергалось надлежащей дезинфекции. Каждое включение ламп должно сопровождаться записью в журнале с подписью ответственного лица.

Уборка помещений производится дважды в смену. Она должна быть влажной, с использованием подходящих дезинфицирующих средств. Поэтому сертификаты на эти средства обязаны храниться в парикмахерской для предоставления органам контроля.

Один раз в неделю необходимо проводить генеральную уборку помещений. Туалеты и подсобные помещения должны иметь отдельный промаркированный уборочный инвентарь - ведра, ветошь и пр. Недопустимо помещать волосы в контейнеры с бытовым мусором. Если у клиента обнаружен педикулез, волосы сжигаются в отдельном ведре или другой предназначенной для этой цели емкости.

По возможности инвентарь, салфетки и пелерины должны быть одноразовыми для каждого использования. Допускается индивидуальное применение с последующей обработкой. Подушки для маникюра и педикюра, зажимы для волос, расчески и прочий инструмент промывается проточной водой и помещается в дезинфицирующий раствор на время, указанное в инструкции к использованию дезинфицирующего средства. Инструменты для стрижки, бритья, маникюра и педикюра стерилизуются специальными средствами во избежание инфекций, передающихся через кровь. Все чаще используются одноразовые инструменты или инструменты со сменными лезвиями.

Персонал должен иметь сертификат соответствия квалификации и медицинские книжки, предоставляемые представителям санитарного надзора по первому требованию. Всем работникам необходимо проходить периодический медицинский осмотр, иметь допуск к работе.

Порядок сертификации и основные положения установлены в документе "Правила сертификации услуг парикмахерских". Документ утвержден постановлением Госстандарта России от 16 ноября 1999 г. № 58, зарегистрирован Минюстом России 23 декабря 1999 г. (рег. № 2025) и в Государственном реестре Госстандарта России 19 января 2000 г. (рег. № РОСС Ш.0001.01УЦОО).

Сертификации подлежат услуги по уходу за волосами (с применением химических препаратов и без них), косметические услуги, в том числе услуги по декоративной косметике, по уходу за кожей лица и тела, массаж, маникюр, педикюр, за исключением услуг, связанных с нарушением целостности кожных покровов, требующих врачебного контроля, постижерные работы. Нормативными документами при сертификации являются ГОСТ Р 51142-98 "Услуги парикмахерских. Общие технические условия", "Правила бытового обслуживания населения в Российской Федерации", а также санитарные нормы и правила и строительные нормы и правила, ссылки на которые приведены в этих документах.

Сертификация складывается из трех основных моментов: оценки квалификации исполнителей, оценки оборудования рабочего места и оценки инструмента, косметических препаратов, вспомогательных материалов.

Для получения сертификата исполнитель услуг может обратиться в любой орган по сертификации, аккредитованный по сертификации данного вида услуг. Орган по сертификации рассматривает заявку и выбирает схему сертификации, которая включает оценку оказания услуги, проверку ее результата, определяет процедуру сертификационной проверки, включая инспекционный контроль.