logo search
"Всадница". Карл Павлович Брюллов

Глава 1. «Всадница». История создания

«Всадница» - картина русского художника Карла Брюллова, написана в 1832 году, когда Карл Павлович Брюллов жил в Милане, на севере Италии. Близкий друг художника, состоятельная аристократка, графиня Юлия Самойлова заказала молодому мастеру портрет своих воспитанниц. Это были дочь и юная родственница умершего композитора Джузеппе Пачини. Того самого Пачини, чья опера «Последний день Помпеи» натолкнула Брюллова на тему знаменитой в будущем картины. Живописец писал двух сестер на вилле под Миланом. Впервые была выставлена в 1832 г. в Милане, в галерее Брера. И тогда на нее было очень много откликов, которые собрал, перевел один из верных учеников Брюллова художник Михаил Железнов. Полотно находилось в собрании графини, которое было распродано в 1872 году, незадолго до смерти разорившейся Самойловой.

В 1896 году «Всадница» была приобретена для галереи П.М. Третьякова. Где находится и по сей день. Сначала предполагалось, что на картине изображена сама графиня, возможно так считалось из-за надписи на ошейнике одной из собак, в правом нижнем углу полотна, на нем стоит фамилия «Samoylova». (см. ил.1)

Ил.1

Но если сравнить картину с более поздними произведениями Брюллова «Портрет графини Ю.П. Самойловой с воспитанницей Джованниной и арапчонком» и «Портрет графини Ю.П. Самойловой, удаляющейся с бала с приёмной дочерью Амацилией», видно, что это не так. На картине изображены две воспитанницы графини Самойловой Джованина и Амацилия Пачини. Амацилии Пачини была дочерью итальянского композитора, друга Ю. Самойловой Джованни Пачини. О Джованине известно мало. Существует версия, что её настоящее имя Джованнине Кармине Бертолотти и она является дочерью Клементины Перри, сестры второго мужа Самойловой. Художник назвал свою работу «Жованин на лошади».

Картина заинтересовывает мастерством исполнения и нетривиальным сюжетом. Так как перед художником стояла сложная задача, гармонично изобразить молодую девушку, сидящую на великолепном скакуне, при этот не создав пафосный парадный портрет. Скромную воспитанницу графини Ю.Самойловой - Джованину, художник осмелился изобразить так, как до него изображали только титулованных особ или прославленных полководцев.

Задумав написать «Всадницу», Брюллов поставил перед собой задачу создать большой конный портрет. В нем он использовал мотив прогулки, позволившей передать фигуру в движении.