logo search
Авторская матрешка

2.1 Изготовление матрешки

По давней традиции о популярных игрушках слагают легенды. В этом отношении матрешка не исключение. Рассказывают, что в конце 19 века в семью Мамонтовых - известных русских промышленников и меценатов - то ли из Парижа, то ли с острова Хонсю кто-то привез японскую точеную фигурку буддистского святого Фукуруджи, которая оказалась с "сюрпризом", - она разымалась на две части. Внутри нее была спрятана другая, поменьше, которая также состояла из двух половинок... Всего таких куколок насчитывалось пять. Предполагалось, что именно это и натолкнуло на создание русскими мастерами нашей матрешки. Матрешка - от имени Матрена. Местом рождения новой игрушки, быстро завоевавшей славу национального сувенира, стала мастерская "Детское воспитание" А.И. Мамонтова в Москве, где с 1898 года работал токарь В.П. Звездочкин. Поэтому с этого времени можно отсчитывать возраст матрешки. Несмотря на московское происхождение, настоящей родиной матрешки все же стал подмосковный Сергиев- Посад - крупнейший в России центр кустарного производства игрушек, своеобразная "игрушечная столица". Массовое производство матрешек началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, где русская игрушка успешно дебютировала. Повлияли на это и известные русские сезоны С.П. Дягилева. С 1909 года русская матрешка стала постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале 20 века в Лондоне. После переименования в 1930 году Сергиева- Посада в Загорск стиль росписи матрешек стал именоваться "загорским". "Загорский стиль" - подчеркнуто живописный, с обилием тщательно выписанных мелких деталей и позолоты - сменился в 1930 году более экономным и близким к первоначальной идее С.В. Малютина (художник, создавший свой знаменитый "брендеевский" стиль в декоративно-прикладном искусстве, например: "бычок в камергерском костюме"). При упоминании о "загорской" матрешке перед глазами встает изображение круглолицей русской девушки в платке и прикрытом передником сарафане, расписанных сочно и ярко несложными цветами, листьями и точками. В росписи обычно используются 3-4 цвета - красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий - с добавлением черного для обводки тонкими линиями лица и контуров одежды. После социалистической революции изготовление матрешек приобрело массовый характер. Открылась фабрика. В форме и росписи игрушки до конца 1980 года чувствовалась упрощенность, связанная с необходимостью их дальнейшего тиражирования. Помимо "загорских" матрешек за рубежом пользовались известностью "семеновские" и "мериновские" матрешки (село Мериново близ города Семенова в Нижегородской области славилось своими токарными изделиями). В 1922 году мериновский мастер А.Ф. Майоров купил "сергиевскую" игрушку. Арсентий Федорович выточил сам похожую форму и вместе с дочерьми расписал ее по-своему. С тех пор это ремесло и по сей день остается основным для мериновских мастеров. Отличительные черты "семеновского" стиля - незатейливое решение образа, но более яркое и своеобразное по росписи, напоминает пышный букет. Почти одновременно с "мериновскими" игрушками в Поволжье появилась еше одна матрешка - в селе Полховский Майдан, или Полхов Майдан в простонаречии. Особенности "полховской" матрешки: подчеркнуто вытянутая форма (столбик), с жестко очерченной головой. "Цветы с подводкой" - роспись по предварительно нанесенному черному контуру - типичная роспись в Полховском Майдане. Пожалуй, наиболее сложной технологией изготовления отличается тип матрешки - родом из Вятки. В вятской росписи используется инкрустация соломкой. При всем изобилии сюжетов и способов оформления матрешки на сегодняшний день популярен "сергиевский" стиль : обязательно шаль, передник и сарафан , при этом смелое сочетание цветов и русских традиций. Одинаковой популярностью пользуются "крестьянские" и "боярские" стили. Итак, для самой популярной русской игрушки это десятилетие юбилейное. Коллекция матрешек в собрании Художественно- педагогического музея игрушки в Сергиевом- Посаде убеждает нас в идее, что эта деревянная фигурка была задумана именно как игрушка, которая способствует освоению ребенком таких понятий, как форма, цвет, количество, размер.