logo search
"Алые паруса" как культурно-зрелищная традиция Санкт-Петербурга

Глава 1. «Алые паруса» - создание имиджа страны или разрушение его?

После выхода в свет замечательного произведения А. Грина о мечтательнице Ассоль алые паруса стали символом надежды, достижения цели. Единственный в Советском Союзе праздник для подростков - Алые паруса - появился на берегах Невы в 1969 году. "Алые паруса" дошли до нас от доброго мечтателя Александра Грина. Его паруса "цвета глубокой радости" стали символом юношеской мечты о грядущем, о счастье. Они послужили и прекрасным названием праздника. Традиция выпускников гулять "ночь напролет" уходит своими корнями еще в дореволюционное время. Уже тогда гимназисты, кадеты и студенты отмечали выпуски в своих учебных заведениях весельем. Но только в советское время эти гулянья обрели массово-организованный характер.

В 1961 году на экраны вышел фильм под названием "Алые паруса". Популярность фильма и произведений Александра Грина послужили причиной организации праздника с символикой парусов "цвета глубокой радости". Это была романтика советской молодежи, романтика выпускников послевоенных лет, полных надежд и стремлений к взрослой жизни, веры в светлое будущее. Сначала несколько ленинградских школ объединились для проведения выпускных праздников под символикой алых парусов, а позже, в 1969 году коллективом городского Дворца пионеров им. Жданова для выпускников 10-х классов был придуман сценарий и организован первый официальный праздник "Алые паруса".

Тогда, в далеком 1969 году, в конце июня, в самый разгар белых ночей впервые после многолетнего перерыва были зажжены факелы Ростральных колонн на стрелке Васильевского острова и на глазах у тысяч горожан в русло Невы вошел парусник с алыми парусами. Прямо как в повести Грина. А на его мостике стояла Ассоль. Взметнулась разноцветная световая пирамида прожекторов... В театрализованном представлении на Неве участвовали более ста празднично оформленных катеров и лодок, и в их числе - галиот «Секрет» с алыми парусами, роль которого "исполняла" одна из шхун яхт-клуба. Например, в следующем, 1970 году роль галиота "Секрет" "исполняла бывшая "яхта Геббельса" - трофейная шхуна “Ленинград” ("Надежда"). В дальнейшем она вместе с трехмачтовой бермудской шхуной “Кодор” или попеременно с ней постоянно участвовала в этом празднике выпускников ленинградских школ, проводимом Ленинградским горкомом ВЛКСМ. Тысячи юношей и девушек заполнили Дворцовую и Адмиралтейскую набережные. Счастливая, уверенная в своем будущем молодежь текла многоголосым нарядным потоком вдоль Невы. Когда представление на воде закончилось, началось веселье на набережных: играли оркестры, и тут же тихо перебирались струны гитар. И юные лица без конца и без края. Одни молчаливы и задумчивы, другие пели и танцевали, третьи слушали выступления артистов и композиторов, поэтов. На набережной от Медного всадника до Летнего сада через каждые 50-100 метров стояли разнообразные бесплатные, но очень смешные аттракционы. Приз, например, можно было получить за самый большой вес, причем количество участников, одновременно стоящих на обыкновенных медицинских весах, не ограничивалось. Одним из главных призов была поездка на такси по всему Ленинграду. С этого дня празднование «Алых парусов» стало традиционным и отмечалось вплоть до 1979 года, пока глава ленинградского обкома КПСС Григорий Романов не закрыл его, опасаясь большого скопления молодёжи. С тех пор праздник перешёл в разряд неофициальных и возобновился лишь в 2005 году.

Сегодня «Алые паруса» представляют собой большой мультимедийный спектакль на открытой воде с применением всех самых современных технологий мультимедийного ряда. Рабочее пространство акватории составляет 1,8 км на 800 метров. Всё пространство основного действа разбито на линейные сектора, каждый из которых представляет собой мобильную виртуальную фоновую декорацию. Плавучие платформы располагаются чётко по координатной сетке, выделенной в пространстве, ограниченной судовыми ходами таким образом, чтобы зрительская аудитория, расположенная вокруг, имела минимальное количество «мёртвых зон». Данная конфигурация позволяет создавать многоплановый рисунок мультимедийной архитектуры, где каждый фрагмент является неотъемлемой частью общего виртуального пространства. Основными компонентами являются: пиротехническое и световое шоу. Дополнительными компонентами: водный перформанс, огневые и фонтанные стены. Всё представление полностью синхронизировано с музыкой. Праздник является одним из крупнейших в мире водных спектаклей, проходящих на открытой воде. Ежегодно в реальном времени за представлением наблюдают от 2,5 до 3,5 миллионов человек. Также ведётся прямая телевизионная трансляция федеральным Пятым каналом, с раздачей сигнала на весь мир. На празднике в формате телевидения высокого разрешения работают 4 передвижные телевизионные станции, более 50 телекамер установлены на корабле, на воде, непосредственно за пиротехническими фронтами, на высотных зданиях города и в других точках. Праздник проходит при всесторонней поддержке Правительства Санкт-Петербурга и личном участии губернатора. Каждый год на праздник выделялось все больше средств и времени, и поэтому он становился еще более современным и мультимедийным. Это можно наглядно проследить по годам.

2005 год.

Возрождение «Алых парусов» в формате мультимедийного шоу требовало тщательной подготовки и немало времени. Композиционно шоу состояло из трёх рабочих планов. На первом плане двигался фрегат с алыми парусами и работал водный перформанс (отдельный постановочный номер с участием катеров). На втором плане были фейерверк и пиротехника на баржах, на третьем - световое шоу на стенах Петропавловской крепости. Ключевым эпизодом шоу стал 15-минутный проход «Штандарта» с алыми парусами. Корабль высвечивался внешними световыми прожекторами, а паруса освещались изнутри приборами заливного света, установленными на палубе. Всё шоу было синхронизировано с музыкой и длилось 25 минут.

2006 год.

Была придумана идея сделать Петропавловскую крепость и фейерверк динамическими фонами, оживающими при прохождении фрегата с алыми парусами. Движение корабля было разбито на сектора, где каждый сектор имел собственную виртуальную декорацию из пиротехники и света. Фрегат двигался словно по Млечному пути, созданному пиротехническим эффектом «Magic Carpet», от чего было ощущение, что корабль парит над водой. Световой дизайн водной части шоу был подготовлен лучшим художником по свету Санкт-Петербурга Глебом Фильштинским.

2007 год.

Шоу 2007 года вышло на новый уровень. Его посетило более 1 млн. человек - это европейский рекорд. Технологическая и творческая составляющие праздника достигли серьёзного мирового уровня. В постановке спектакля на Дворцовой площади принял участие известный итальянский режиссёр Валерио Фести. В качестве элементов внутренней и внешней декорации были использованы необычные составляющие: среди них - гигантские надувные сферы и актёры, переодетые живыми декорациями. Специально для спектакля была написана музыка, которую исполняла летающая пианистка. На большой высоте, через всю Дворцовую площадь был протянут водный экран для световых проекций. На фоне экрана двигался по воздуху фрегат с алыми парусами. На его носу стояла Ассоль. В водной части праздника появилось много новых элементов: корабль с алыми парусами торжественно двигался в сопровождении свиты, состоящей из яхт, аквабайков. Фейерверк и световое шоу стали ещё больше, а задействованное в спектакле пространство превысило 1,5 кмІ.

2008 год.

В шоу была изменена основная концепция. Вместо традиционного прохода кораблей вдоль набережных появился стационарно установленный в акватории парусник «Мир». Из новых эпизодов был добавлен пиротехнический водопад на Троицком мосту длиной 500 метров.

2009 год.

Помимо линии с большим фейерверком, установленным на трёх баржах, была добавлена ещё одна: 400-метровый понтон, на котором расположили фейерверк, огневые машины, свет и 200-метровый водный фонтан. Для шоу акваторию разделили на три акцентированных сцены с собственным пространством первого плана и индивидуальными динамическими двухступенчатыми фонами. Поскольку фрегат «Штандарт» и яхты имеют достаточно малые размеры, было важно выдержать правильное соотношение масштабов пиротехнического, светового, огневого и водного фонов относительно движущихся в пространстве акватории кораблей. Подготовку шоу серьезно осложняли погодные условия. За несколько дней до мероприятия, когда часть оборудования была установлена и смонтирована, случился погодный катаклизм: температура упала до двенадцати градусов, поднялся ураганный ветер, и обрушился такой ливень, что монтажные площадки превратились в гигантские озера. В акватории поднялся настоящий шторм. Обилие воды вследствие проливного дождя и шторма заставило многократно усилить защиту от влажности всего пиротехнического материала. Однако несмотря на различные преграды, шоу прошло очень удачно.

2010 год.

В шоу появился водный перформанс. Шесть 20-метровых прогулочных катеров были переоборудованы в автономные самодвижущиеся платформы с собственной системой питания и радиоуправления, а также были оснащены специальными конструкциями с пиротехникой, огнём, водомётами и светом. Все элементы водного представления были расположены по чётким виртуальным диагоналям, что позволило всю водную пиротехнику отстреливать в достаточно узкое пространство, ограниченное баржами и понтонами в момент непосредственного прохождения вдоль них корабля с алыми парусами. Высокоманёвренное судно, способное совершать развороты на малом круге, специально привезли из Швеции. Постановка на Дворцовой площади была выполнена совместно со всемирно известным цирком Cirque du soleil. (Цирк дю солей). В 2010 году шоу «Алые паруса» посетили более 3 млн. человек.

Подача материала и идей организаторов также осуществляется не только с помощью видео-визуализации, но и с помощью аудио-визуализации. Музыка играет важную роль в этом мероприятии. На сцене выступают знаменитые артисты, которых выбирают сами выпускники. А для шоу на воде используется специальная музыка. Характерно, что на всех «Алых парусах» использована музыка исключительно русских и советских композиторов. Часть ораторий была написана специально для «Алых парусов». Так, в 2009 году над оригинальной музыкальной версией работал петербургский музыкант и композитор Антон Грызлов. Исполнение было поручено оркестру Ленинградского телевидения и радио под управлением Станислава Горковенко, дирижёр - Тимур Горковенко. Из года в год своеобразным гимном праздника является увертюра Исаака Дунаевского к кинофильму «Дети капитана Гранта». В 2010 и 2011 годах в основу музыкальной партитуры легли произведения выдающегося композитора Эдуарда Артемьева, который лично участвовал в подготовке музыкального материала. Исполнение было поручено симфоническому оркестру под управлением Игоря Пономаренко. Исполнительский состав участников группы музыкального сопровождения включает в себя как полный развёрнутый состав симфонического оркестра и хора с солистами, так и современных рок-музыкантов и исполнителей этнической музыки на аутентичных инструментах - от ирландской флейты «Висл» и шотландских волынок до афроамериканских барабанов и электрогитары. Автором всех музыкальных идей современного праздника выступает режиссёр-постановщик и художественный руководитель проекта Василий Сазонов.

Программа праздника:

21.00-23.00 - сбор выпускников и их гостей на Дворцовой площади и зрителей на Стрелке Васильевского острова;

23.00 - начало театрализованного пролога на Дворцовой площади;

23.20 - начало концертных программ на Дворцовой площади и Стрелке Васильевского острова;

01.40 - музыкальное светопиротехническое шоу на Неве;

02.10-04.00 - продолжение концертной программы на Дворцовой площади и Стрелке Васильевского острова.

В 2005 году праздник был возрожден творческой группой под руководством Марины Фокиной по инициативе ОАО «АБ Россия». Сегодня всероссийский бал выпускников «Алые паруса» организовывается (за исключением 2008 года) «Санкт-Петербургским Международным центром фестивалей и праздников. В организационную структуру также входят различные государственные и частные организации.

Генеральный продюсер праздника - Марина Фокина.

Режиссёр-постановщик - Василий Сазонов.

Арт-директор - Дмитрий Орликов.

Технический директор - Ольга Морр.

Режиссер водного перформанса - Олег Николаенко.

Генеральные технические партнеры: «PRG» (США - Германия), «Орион-арт» (Россия), «Studio Festi» (Италия), «Flash Art» (Германия).

Рассказывая о «Алых парусах», нельзя не вспомнить истоки этой истории. Ведь изначально «Алые паруса» это повесть-феерия Александра Грина о непоколебимой вере в чудо и всепобеждающей, возвышенной мечте, написанная в 1916-1922 годах. Именно это было взято за основу сегодняшнего праздника. Цель праздника показать выпускникам, что они будущее нашей страны. Продемонстрировать огромные возможности открывающиеся перед ними, что перед ними лежит много путей выбора жизни и только они решают по какой дороге пойдут. Праздник хочет наполнить души выпускников надеждами. И дать веру в светлое будущее. Организаторы хотят, чтобы выпускники не переставали верить в свои мечты и ждать свой корабль у причала жизни.

Комментарий Генерального продюсера праздника - Марины Фокиной: «Наша цель - не рекорды, а чудо». - Рекорды - не самоцель. Перед организаторами стояла задача придумать, провести и показать по телевизору нечто невиданное - грандиозное, романтическое, по-настоящему петербургское и незабываемое. От глобальности задачи и рекорды. Мы хотели, чтобы концерт на Дворцовой площади стал событием: так появился знаменитый итальянский воздушный театр «Фести», тот самый, которому папа римский Иоанн Павел II предоставил исключительное право открывать своим спектаклем собор Святого Петра после реставрации, его незабываемые персонажи и сценические эффекты. Для полной реализации возможностей нашей программы потребовалась грандиозная сцена, претендующая считаться самой широкой в Европе, о чем и подана заявка в «Книгу рекордов России» и «Книгу рекордов Гиннеса. Главное: чувство переполняющего счастья, единения и гордости, которое испытали в этот день молодые люди. Не навязываемая сверху идея патриотизма, а сердцем понятая красота и гармония родного города станет точкой отсчета их взрослой жизни. Подумайте, каково это, когда семнадцатилетние девочки и мальчики понимают: «Все это - для нас, в нашу честь». Когда они видят, что город в них верит, что страна на них рассчитывает. И слоган праздника «Россия - страна возможностей» усиливает, как мне кажется, это ощущение своей востребованности и уверенности в успешном будущем. Это тот прекрасный случай, когда эстетическое воздействие будет иметь реальные нравственные и этические следствия». URL: http://www.tamcredit.ru/tl/aca671aj/def.pl (дата обращения:15.05.2012).

Из комментария ясно, что организаторы придерживаются действительно мощных целей, изменить нравственные и этические следствия через эстетическое воздействие. Видя с каким размахом они устраивают данное шоу, можно сказать что они действительно вкладывают душу в свои идеи и пытаются полностью реализовать задумки. Тут же нельзя не сказать, что «Алые паруса» является единственным в мире праздником такого масштаба, посвященный выпускникам школ.