logo search
"Голубая роза" - объединение художников-символистов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, “Голубая Роза” - это художественное объединение, пусть даже не оформившееся официально и не издававшее никаких манифестов. По крайней мере, как современниками, так и более поздними исследователями художники, чьи работы были представлены на той выставке, воспринимались как единая группа, лидером которой являлся Павел Кузнецов.

В пользу наивности и простоты “голуборозовцы” отказались от изощренности и искусственности, которыми блистало старшее поколение - например, художники круга “Мира искусства”. На их картинах тусклые краски, размытые контуры и какая-то таинственная дымка - как будто увиденные во сне. Это тоже закономерно: Синюю птицу ищут во сне, и тот отказ от рационального и порыв к тайному и сокровенному, к которому призывали символисты, тоже могут свершаться в основном во сне. И “Голубая Роза” - это греза, томный мираж, неуловимое видение.

Старшие поколения художников традиционно основывали свое искусство на образах литературы. Новое поколение обратилось от литературы к музыке - пожалуй, наиболее абстрактному из всех родов искусства и, следовательно, дающему наибольшую пищу воображению и интерпретации. Этим предпочтением объясняется особое внимание “голуборозовцев” к пластическим средствам выражения - линии, цвету, ритму. Отсюда и названия их произведений, непривычные для публики начала двадцатого века - такие, как “Шум моря”, “Северная песня”, “Ритм”.

«Голубая роза» была групповой выставкой, сплоченной единой эстетической программой. Благодаря ее появлению прежние художественные объединения, включая «Мир искусства», потеряли прежнее значение. Продолжив начинания «Мира искусства», «Голубая роза», вместе с тем, противостояла мирискусническому стилизму и литературности и внесла принципиально новое в художественное сознание эпохи. Она явилась первым шагом русского искусства за пределы XIX века.

Исключительность «Голубой розы» состояла в том, что его художники смогли пластически выразить нематериальные категории -- эмоции, настроения, душевные переживания. Сделав неопримитивизм своей неотъемлемой частью, «Голубая роза» явилась предтечей русского авангарда. Ее идеи были подхвачены и по-своему развиты в творчестве Н. Гончаровой, М. Ларионова, К. Малевича.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гофман, И. Голубая Роза. The Blue Rose: Худож. альбом / И. Гофман. - М.: Вагриус, 2000. - 336 с.

2. Деготь Е. История русского искусства. Книга 3. Русское искусство XX века. - М.: Трилистник, 2002. - 224 с.

3. Коган, Д. З. Новые течения в живописи 1907-1917 годов / Д.З. Коган // История русского искусства, т. 10, кн. 2, М., 1991. - 123-201

4. Мастера "Голубой розы": Каталог выставки. - М: Эксмо, 1995. - 456 с.

5. Русакова, А. Павел Кузнецов / А. Русакова. - Л., 1996. - 389 с.

6. Русакова, А. Символизм в русской живописи / А. Русакова. - М.: Эксмо, 1995. - 430 с.

7. Русское искусство конца XIX --начала XX века / Под общей редакцией академика И. Э. Грабаря, чл.-корр. АН СССР В. Н. Лазарева, чл.-корр. АН СССР А. А. Сидорова и доктора исторических наук О. А. Швидковского. - М.: Наука, 2001. - 511 с.

8. Золотой век художественных объединений в России и СССР / Сост.: Д.Я. Северюхин, О.Л. Лейкинд. СПб., 1992