logo search
Анализ инновационного опыта организации театрализованных массовых праздников (на примере Тюменской области)

Введение

Культурные процессы новейшей истории России, обусловленные сменой идеологии, социальным расслоением, преодолением культурной изоляции от мирового сообщества, характеризуются переоценкой ценностей и сменой многих традиций, сложившихся в советский период. В их числе переосмысление традиций праздника, становление нового праздничного календаря, содержания и формы самого факта праздника как события.

Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания.

Однако, как правило, это был односторонний взгляд на праздник как предмет данной науки.

Одни исследовали роль и место праздника на определенном этапе исторического развития, другие рассматривали специфику праздничного общения, третьи выявляли возможности идеологического воздействия на участников торжества.

Между тем праздник это интегральная социальная система, которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену.

Для России начала XXI в. эта проблема приобретает особую актуальность, ибо именно в празднике с наибольшей силой аккумулируется менталитет народа, его идеалы, устремления, не проходящие ценности.

Актуальность исследования настоящей проблемы вызвана и теми негативными тенденциями, которые до настоящего времени сопутствовали культурному развитию российского общества на рубеже ХХ-ХХІ вв. Тенденции переориентации части общества с гуманистических ценностей на ценности материального характера, реальное снижение не только материального, но и культурного уровня жизни россиян, падение нравственного авторитета интеллигенции, деформация национального самосознания, внесение в сферу праздничного досуга элементов коммерциализации, которые подрывают его духовную составляющую, и ряд других изменений появившихся в последнее время, требуют от исследователей создания научно обоснованных моделей развития культуры, в том числе и праздничной культуры.

Следовательно, анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной, приобретает как теоретическое, так и практическое значение. Поэтому обращение к феномену праздника и выявление его места в духовной культуре весьма актуально, особенно если учесть тот факт, что праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.

В данной работе мы предпримем попытку осмыслить праздник как средство удовлетворения культурных потребностей человека и опосредованного влияния праздников на социально-экономическое развитие нашего общества, как в прошлом, так и в настоящее время.

На наш взгляд, сегодня любой праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города или села.

Объект исследования - праздничная культура.

Предмет исследования - театрализованные массовые праздники как часть праздничной культуры.

Цель данной работы - рассмотреть театрализованные массовые праздники с точки зрения их влияния на духовную культуру общества.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:

1) прояснить понятие праздника;

2) рассмотреть специфику театрализованного массового праздника;

3) выявить специфику технологии организации театрализованных массовых праздников;

4) проанализировать инновационный опыт (на примере Тюменской области) организации театрализованных массовых праздников.

При подготовке работы использовалась следующая литература:

1. Справочная и учебная литература по этнологии и культурологии. Эти работы позволили уточнить тематику и определить понятийный аппарат.

2. Специальные исследования по социологии и культурологии праздников, которые позволили раскрыть сущность праздников, показать их структуру и функции.

3. Преимущественно электронные ресурсы, в которых содержится информация о практике проведения праздничных мероприятий в Тюмени, в том числе - о праздновании 423-й годовщине города.

Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:

1) изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;

2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.

Методологическую основу исследования составили: теоретические работы режиссеров театрализованных форм досуга: Генкина Д.М., Коновича А.А., Туманова И.М.; методические издания по организации театрализованных детских праздников Чечетин А.И., Мазаев А.И.; проблема исследования была раскрыта с помощью работ психологов Выгодского Л.С., Петровского и М.Г. Ярошевского. Драматургические основы Марков О.И., воспитательные возможности Лехмус К.А., Вершковский Э.В.

Исследования также опирались на труды по отечественной культуре Богатырев П.Г., Бахтин М.М., Васильченко В.Н., Галичев Г.Д., Гусев В.Е., Снегирев И.М. и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.