Введение
Культурные процессы новейшей истории России, обусловленные сменой идеологии, социальным расслоением, преодолением культурной изоляции от мирового сообщества, характеризуются переоценкой ценностей и сменой многих традиций, сложившихся в советский период. В их числе переосмысление традиций праздника, становление нового праздничного календаря, содержания и формы самого факта праздника как события.
Праздник как явление духовной жизни, как фактор семейной, дружеской, профессиональной, религиозной и социальной интеграции, как форма выражения национально-культурных традиций веками привлекал внимание специалистов в области истории, этнографии, философии, религиоведения, социальной психологии, искусствознания, режиссуры, педагогики и других направлений гуманитарного знания.
Однако, как правило, это был односторонний взгляд на праздник как предмет данной науки.
Одни исследовали роль и место праздника на определенном этапе исторического развития, другие рассматривали специфику праздничного общения, третьи выявляли возможности идеологического воздействия на участников торжества.
Между тем праздник это интегральная социальная система, которая соединяет в себе самые разнообразные атрибуты духовной жизни и требует системного подхода к этому историко-культурному феномену.
Для России начала XXI в. эта проблема приобретает особую актуальность, ибо именно в празднике с наибольшей силой аккумулируется менталитет народа, его идеалы, устремления, не проходящие ценности.
Актуальность исследования настоящей проблемы вызвана и теми негативными тенденциями, которые до настоящего времени сопутствовали культурному развитию российского общества на рубеже ХХ-ХХІ вв. Тенденции переориентации части общества с гуманистических ценностей на ценности материального характера, реальное снижение не только материального, но и культурного уровня жизни россиян, падение нравственного авторитета интеллигенции, деформация национального самосознания, внесение в сферу праздничного досуга элементов коммерциализации, которые подрывают его духовную составляющую, и ряд других изменений появившихся в последнее время, требуют от исследователей создания научно обоснованных моделей развития культуры, в том числе и праздничной культуры.
Следовательно, анализ проблемы духовности, ее реализации в человеческой деятельности, в том числе и праздничной, приобретает как теоретическое, так и практическое значение. Поэтому обращение к феномену праздника и выявление его места в духовной культуре весьма актуально, особенно если учесть тот факт, что праздник с древнейших времен является неотъемлемым элементом культуры. Он всегда был значимым событием для общества и каждого индивида как уникальная форма эмоционально-символического выражения (утверждения) их ценностно-мировоззренческих установок.
В данной работе мы предпримем попытку осмыслить праздник как средство удовлетворения культурных потребностей человека и опосредованного влияния праздников на социально-экономическое развитие нашего общества, как в прошлом, так и в настоящее время.
На наш взгляд, сегодня любой праздник необходимо оценивать не только по художественному уровню, массовости охвата, но и уровню предварительной подготовки, для улучшения социально-экономического развития города или села.
Объект исследования - праздничная культура.
Предмет исследования - театрализованные массовые праздники как часть праздничной культуры.
Цель данной работы - рассмотреть театрализованные массовые праздники с точки зрения их влияния на духовную культуру общества.
Достижение поставленной цели предполагает решение ряда следующих задач:
1) прояснить понятие праздника;
2) рассмотреть специфику театрализованного массового праздника;
3) выявить специфику технологии организации театрализованных массовых праздников;
4) проанализировать инновационный опыт (на примере Тюменской области) организации театрализованных массовых праздников.
При подготовке работы использовалась следующая литература:
1. Справочная и учебная литература по этнологии и культурологии. Эти работы позволили уточнить тематику и определить понятийный аппарат.
2. Специальные исследования по социологии и культурологии праздников, которые позволили раскрыть сущность праздников, показать их структуру и функции.
3. Преимущественно электронные ресурсы, в которых содержится информация о практике проведения праздничных мероприятий в Тюмени, в том числе - о праздновании 423-й годовщине города.
Для написания дипломной работы нами использовались следующие методы исследования:
1) изучение, обработка и систематизация теоретического и исторического материала;
2) эмпирические наблюдения, анализ сложившейся практики: формально-логические - индуктивные, дедуктивные, традуктивные умозаключения; содержательно-теоретические - анализ и синтез.
Методологическую основу исследования составили: теоретические работы режиссеров театрализованных форм досуга: Генкина Д.М., Коновича А.А., Туманова И.М.; методические издания по организации театрализованных детских праздников Чечетин А.И., Мазаев А.И.; проблема исследования была раскрыта с помощью работ психологов Выгодского Л.С., Петровского и М.Г. Ярошевского. Драматургические основы Марков О.И., воспитательные возможности Лехмус К.А., Вершковский Э.В.
Исследования также опирались на труды по отечественной культуре Богатырев П.Г., Бахтин М.М., Васильченко В.Н., Галичев Г.Д., Гусев В.Е., Снегирев И.М. и др.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
- Введение
- Глава 1. Праздник как феномен духовной культуры
- 1.1 Понятие и исторические корни праздника
- 1.2 Сущность и основные функции праздников
- 1.3 Специфика театрализованного массового праздника
- Глава 2. Практические аспекты организации театрализованных массовых праздников
- 2.1 Специфика технологии организации театрализованных массовых праздников