logo search
Анализ музыкального решения фильма "Солярис"

Общая характеристика музыкального решения

Всего в фильме используется около 25 композиций. В основном, это закадровая музыка, несущая в себе эмоциональную нагрузку, передающая атмосферу действия, углубляющая картину. Музыкальные фрагменты по длительности можно разделить на 3 группы - короткие (примерно 10-15 секунд), средние (2-3 минуты) и длинные (6-9 минут). Короткие фрагменты используются для обозначения какого-либо действия (звук Океана; появление Снаута в библиотеке), средние в основном, это нагнетающая музыка, создаёт эмоциональную картину, длинные - это скорее музыкальное повествование, не просто атмосфера, а целое переживание, мысли, процесс.

Музыка и шумы в картине сплетаются в единое целое, периодически перетекая то в шум окружающей обстановки, то в музыку, выражающую настроение героя, атмосферу происходящего.

Очень яркими, запоминающимися музыкальными фрагментами являются композиции с использованием мелодии И.-С. Баха, его хоральной прелюдии. Эти эпизоды не случайны, они очень точно передают определённые настроения, например, ностальгию по дому - Земле, чувство совести.

Музыка в фильме очень точно соответствует жанру - фантастическому, философскому. Электронная музыка, записанная композитором Э. Артемьевым с помощью синтезатора АНС точно создаёт ощущение космоса, движение и влияние Океана Солярис; создаёт гнетущее, напряжённое состояние; надвигает на мысли. Тематика фильма точно отражается и в музыке, музыка как раз и помогает воздействовать на зрителя - она наталкивает его на определённые мысли и настроения.