Заключение
Выбор фильма «Солярис» А. Тарковского был для меня не случайным это один самых моих любимых фильмов. И мне хотелось попробовать разобраться в нём немного глубже, чем с точки зрения простого обывателя, попробовать пересмотреть его в очередной раз, понять его.
Я считаю, что «Солярис» - это совершенно уникальная кинокартина, одна из первых фантастических, серьёзных, всемирно известных работ. Творческий тандем А. Тарковского и Э. Артемьева породил потрясающий своей глубиной фильм, отражающий проблемы науки и нравственности, космоса и Земли, человеческие отношения, проблему совести, не всегда проговаривая или показывая эти мысли, они именно звучат в картине, что делает её ещё более философской. В этом фильме поднимаются вопросы, которыми задавались такие великие мыслители как, например, Ф.М. Достоевский - вечные вопросы жизни и её смысла. Тарковский ведёт своего героя к этим вопросам, и он, даже находит для себя какие-то ответы, принимает решения. Но в итоге, концовка фильма остаётся открытой, я бы сказала, неоднозначной - дом Криса посреди бескрайнего Океана Солярис - что же на самом деле есть?
На самом деле, проделывая эту работу, я поняла, что понять до конца эту картину невозможно, как и ответить на вечные вопросы жизни и совести.
Приложение
Анализ организации музыкального решения в фильме Андрея Тарковского «Солярис» |
|||||||||
№ |
Автор музыки в эпизоде (название произв-я) |
Хронометраж |
ЗКМ /ВКМ |
Характеристика изображения или драматургии эпизода |
Разно-вид-ность музыки |
Для чего применяется |
Воздействие на зрителя |
||
ч:мин:с |
мин:с |
||||||||
1 |
И.С. Бах в обработке Эдуарда Артемьева |
00.00.30 00.03.20 |
02.50 |
зкм |
Начальные титры - белые на чёрном фоне. |
конц.-академ. (орган) |
Для погружения зрителя в атмосферу фильма, настрой. |
Фокус на экран - всё внимание на фильме. |
|
2 |
Эдуард Артемьев |
00.34.35 00.38.25 |
03.50 |
вкм-зкм |
Бертон едет в машине по трассе в глубоком тяжёлом раздумье. Так он едет очень долго, до вечера - уже темнеет, а он всё едет. |
Электронная с АНС |
Создаётся напряжение, погружение зрителя в раздумья Бертона |
Напряжённое состояние, настраивает на мысли - рассуждении о том, что же произошло с Бертоном и что ждёт Криса. |
|
3 |
Эдуард Артемьев |
00.43.15 00.45.28 |
02.33 |
зкм |
Крис Кельвин летит в ракете к станции на Солярисе. В кадре виден океан Соляриса, сама станция, посадка ракеты - всё этот от первого лица. |
Электронная |
Для передачи напряжения героя, его состояния, ощущения космоса |
Напряжённое состояние, ощущение космоса, приближение к станции. |
|
4 |
Эдуард Артемьев |
00.46.32 00.48.30 |
02.02 |
зкм |
Крис попадает на станцию, начинает обходить её, обнаруживает бардак - приборы полу разломаны, на полу какие-то вещи… Подходит к дверям каюты доктора Снаута, стучится, ему не открывают, вдруг он видит промелькнувшего человека, от которого катится детский игрушечный мяч, Крис в недоумении поднимет его, и вдруг в дверях ближайшей каюты он видит Снаута, подходит к нему, начинает раговор. |
Электронная |
Для передачи атмосферы станции, напряжения и таинственности |
Чувствуется странность и таинственность настроения на станции. Напряжённость и недоумение Криса. |
|
5 |
Эдуард Артемьев |
00.56.51 00.59.54 |
03.03 |
зкм-вкм |
Крис осматривает каюту Гибаряна, озирается на иллюминатор, поспешно выходит в коридор, будто чувствует Океан Солярис, слышит странные звуки, идёт по коридору, выходит к лаборатории Сарториуса. |
Электронная |
Передаётся ощущение присутствия океана, его воздействие на Криса |
Напряжённость, ощущение чего-то надвигающегося |
|
6 |
Эдуард Артемьев |
01.01.10 01.01.23 |
00.13 |
зкм |
При разговоре с Сарториусом. Сарториус кивает Кельвину на иллюминатор, указывая на Океан за ним. |
Электронная |
Приближение океана |
Надвигающееся ощущение присутствия Океана |
|
7 |
Эдуард Артемьев |
01.01.52 01.03.28 |
01.36 |
зкм-вкм |
Крис подходит к иллюминатору, наблюдает Океан Солярис, потом слышит звон колокольчиков, оборачивается, видит девочку, идёт за ней, приходит к морозильной камере, где лежит усопший Гибарян |
Электронная |
Для создания таинственной загадочной атмосферы |
Пугающе настораживающая атмосфера, напрягает зрителя |
|
8 |
Эдуард Артемьев |
01.04.30 01.07.00 |
02.30 |
зкм |
Крис разговаривает со Снаутом о непонятных ему явлениях на станции. |
Электронная |
Напряжённая атмосфера |
Настораживает зрителя |
|
9 |
Эдуард Артемьев |
01.09.52 01.18.58 |
09.04 |
зкм |
Крис в своей каюте закрывает и укрепляет дверь, перед тем как лечь спать, чтобы никто не смог к нему попасть. Засыпает, видит Хари, далее пытается понять явь это или сон, поняв, что это на самом деле, Крис пугается, не понимает. Хари не узнаёт себя на фотографии, разговаривает с Крисом, она не хочет его отпускать, боится остаться одна. Крис предлагает ей пойти вместе с ним, просит переодеться в скафандр, но Хари не может снять платье - оно без застёжки. Крис рассматривает платье Хари, находит оторванный лоскут платья и место инъекции на её плече, разрезает платье. |
Электронная |
Напряжённая атмосфера, гнетущая. |
Настроение фильма становится всё непонятнее и напряжённее. |
|
10 |
Эдуард Артемьев |
01.22.21 01.22.35 |
00.14 |
вкм-зкм-вкм |
Крис после отправления Хари на ракете, возвращается в свою каюту, идёт в душ к холодной воде |
Электронная |
Музыка в кадре плавно перетекает из шума ракеты в музыку океана Соляриса, потом также постепенно становится шумом воды в душе. Музыка здесь скорее для поддержания напряжённой атмосферы, передачи звука планеты, которая явно не даёт герою забыть о себе. |
Держит в напряжении. |
|
11 |
Эдуард Артемьев |
01.27.08 01.28.52 |
01.44 |
зкм |
Крис ложится спать, в кадре видна разрезанная полоска бумаги на вентиляции, которая шуршит(как листва на Земле), спящий Крис вдруг просыпается, прислушивается, оглядывается, спрашивает:”Снаут, это ты?” |
Электронная |
Музыка здесь это шум Соляриса, влияющего на Криса, пока тот спит. Она резко обрывается, когда герой восклицает. |
Чувствуется напряжённость, таинственность, музыка настораживает. |
|
12 |
Эдуард Артемьев |
01.28.54 01.31.16 |
03.20 |
зкм |
Крис снова засыпает, на кресле уже сидит Хари, она оглядывается в темноте, зовёт Криса, он ей отвечает, зовёт к себе. Хари берёт ножницы, разрезает платье, снимает его, подходит к Крису, ложится с ним. Следующий кадр - утро, виден коридор, открывается дверь каюты Криса. |
Электронная |
Музыка сна Криса, голос Соляриса возникает снова как только герой засыпает, и тут же возникает его гость. |
Атмосферная музыка продолжает держать в напряжении. Что-то в этом есть пугающее. |
|
13 |
Эдуард Артемьев |
01.31.37 01.32.01 |
01.24 |
зкм |
Крис выходя из каюты, прикрывает дверь, тут же изнутри Хари начинает ломиться в дверь (не в ту сторону), не может её открыть, поэтому она её в итоге разрывает. |
Электронная |
Музыка нагнетающая, добавляет напряжения и некоторого ужаса. |
Происходящее пугает. |
|
14 |
Эдуард Артемьев -- И.С. Бах в обработке Эдуарда Артемьева |
01.38.50 01.42.09 |
04.19 |
зкм |
После разговора с Сарториусом в лаборатории Крис с Хари уходят, Сарториус остаётся один. Затем мы видим океан. Потом Крис показывает Хари плёнки, привезённые из дома, которые снимал он и его отец. |
Электронная -- академическая (орган) |
Шум океана Соляриса переходит в музыку Баха, которая символизирует дом - что-то родное, земное. |
Напряжённость станции переходит в ностальгию. |
|
15 |
Эдуард Артемьев |
01.44.23 01.45.16 |
01.43 |
зкм |
Хари вспоминает. Хари спит, Крис стоит размышляет, в дверь стучит Снаут. |
Электронная, академическая, хоральная |
Музыка здесь символизирует покой, надежду. |
Спокойствие, лёгкость. |
|
16 |
Эдуард Артемьев |
01.48.47 01.49.50 |
01.03 |
зкм |
Крис выходит из каюты, Хари просыпается одна и пугается, плачет, зарывается в подушку. Крис идёт со Снаутом в лабораторию, вдруг Крис бежит обратно в каюту, бросается к Хари, обнимает её, извиняется. Следующий кадр: активный океан Соляриса. |
Электронная |
Музыка угрожающе нарастает, придаёт ощущение влияния океана. |
Тревожность |
|
17 |
Эдуард Артемьев |
01.56.34 01.57.08 |
00.34 |
зкм |
Все сидят в библиотеке, наконец-то появляется Снаут, все раздражены, его ждали 1,5 часа. |
Электронная |
Музыка передаёт настроение героев. |
Раздражённость, недовольство Сарториуса передаётся зрителю. |
|
18 |
Эдуард Артемьев |
02.08.25 02.08.55 |
00.30 |
зкм |
Крис провожая Снаута вспоминает, что захлопнул дверь библиотеки, де осталась одна Хари, бежит к ней, прибегая видит, что она сидит на столе и курит. |
Электронная |
Музыка передаёт волнительное состояние Криса. |
Зритель чувствует взволнованность. |
|
19 |
Эдуард Артемьев |
02.09.15 02.11.43 |
02.38 |
зкм |
Хари рассматривает картину Брейгеля «Охотники на снегу». |
Электронная |
Музыка, на фоне которой шумы речи, лая собак, передаёт ощущение оживления картины, переносит зрителя на полотно вместе с мыслями Хари. |
Погружение зрителя в картину Брейгеля, чувствуется глубокая задумчивость Хари. |
|
20 |
И.С. Бах в обработке Эдуарда Артемьева |
02.12.34 02.14.30 |
1.56 |
зкм |
Станция делает манёвр, Крис и Хари несколько минут находятся в невесомости, они планируют по библиотеке. |
Академическая в электронной обработке. |
Здесь есть и тема любви, и тема ностальгии по Земле. Музыка передаёт чувства героев. |
Чувствуется лёгкая грусть, ностальгическое настроение, нежность. |
|
21 |
Эдуард Артемьев |
02.14.56 02.21.50 |
06.54 |
зкм |
Хари отравляется, выпив жидкий кислород, мёртвая лежит на полу, Крис её находит такой. Она начинает оживать, не понимает, как она опять жива, говорит Крису, что она не нона, что он её не любит. Следующий кадр - активный океан на восходе солнца. |
Электронная |
Напряжённое, ужасающее состояние передаёт музыка. |
Ужас смерти и воскрешения Хари, напряжение, истерическое состояние героев передаётся зрителю. |
|
22 |
Эдуард Артемьев |
02.22.17 02.29.20 |
07.03 |
зкм |
Крис обещает Хари остаться на станции, не улетать. Потом Крис просыпается в поту, встаёт, бродит по станции, находит Снаута, который говорит, что океан активизировался после влияния на него энцефалограммой Криса. Крис начинает бредить, Снаут с Хари ведут его до постели, Крису снится сон. |
Электронная |
Музыка напряжённая, тяжёлая, гнетущая. В точности передаёт состояние героя. |
Тяжёлое болезненное состояние бреда передаётся зрителю. |
|
23 |
Эдуард Артемьев |
02.38.52 02.40.09 |
01.17 |
зкм |
Крис думает - рассуждает о том, что ему дальше делать. В кадре отдаляющийся океан, потом облака, полёт. |
Электронная |
Музыка океана затихает, отдаляется. |
Атмосфера становится менее напряжённой. Ощущение полёта. |
|
24 |
И.С. Бах в обработке Эдуарда Артемьева |
02.40.28 02.43.12 |
02.44 |
зкм |
Крис вернулся на Землю, ходит по излюбленным тропинкам вдоль реки рядом с домом. |
Академическая в электронной обработке. |
Музыка передаёт чувства меланхолической радости возвращения. |
Светлая грусть и радость возвращения, ощущение дома-Земли чувствуется в этом фрагменте. |
|
25 |
Эдуард Артемьев |
02.42.21 02.46.45 |
01.24 |
зкм |
Крис подходит к дому, где явно творится что-то непонятное, настораживающее: беспорядок, внутри дома бежит ручьём вода по книгам, отец Криса перекладывает книги, на него льётся явно горячая вода, он её не замечает, поворачивается к окну, видит Криса, радуется, выходит на крыльцо дома, Крис подходит к отцу, падает передним на колени, обнимает отца. Камера отдаляется, в кадре виден сначала дом, потом и участок вокруг дома, потом это оказывается маленький островок посреди бескрайнего океана. |
Электронная |
Музыка нарастает, нагнетает обстановку, обескураживает, вновь появляется напряжение, тревога. |
Настораживающее ощущение перерастает в тревогу, жуткое ощущение гнетущего состояния, высокое эмоциональное напряжение. |