ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1 Региональные особенности построения композиции в коклюшечном кружеве XVIII -XIX вв.
Наиболее известно вологодское кружево. (Приложение 1 рис.1) В начале 19 века вологодские мастерицы изображали в кружеве симметричные фигурки и деревья на фоне насновок с зубцами. Позже появился крупный, выразительный узор, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавной полотнянкой, четко вырисовывающейся на фоне узорных решеток. Скань толстая. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, вееров. Преобладали растительные формы узора с плавными певучими контурами, которые выкладывались плотной узкой равномерной полотнянкой с одинаково плотным плетением.
Крупные, выразительны формы узора с основным мотивом пяти - или семилепесткового округлого цветка остаются наиболее распространенными. Эти цветы украшают раскидистые кусты, то высокие могучие деревья с ветвистыми стволами. Среди пышных фантастических цветущих кустов и деревьев на вологодском кружеве часты изображения птиц - пав и сказочных петухов. Вологодское сцепное кружево двух типов. В одном варианте это сцепное кружево без решеток. Узоры из полотнянки плотно примыкают друг к другу, и только в небольших просветах появляются сетки ввиде косой диагональной клетки из плетешков и насновок.
В последние годы в вологодском кружеве стали преобладать изделия, где решетки играют ту же роль, что и плотный орнамент. Густой белоснежный узор из полотнянки в таком кружеве органично сочетается с красивыми ажурными решетками из насновок, «паучков» и плетешков. Эти узорные решетки подчеркивают плавное движение полотнянки - вилюшки, внося в узор дополнительный декоративный эффект. А толстая белая скань, введенная в плотную полотнянку, ещё больше подчеркивает своеобразие узора монументального вологодского кружева..
Елецкое кружево (Приложение 1 рис.2) отличает легкость и воздушность. Полотнянка выполняется разной ширины и плотности, может переходить в сетку. Основной кружевной узор плетется из трех ниток по краю полотнянки и сетки мотивом является гибкая ветка с цветами и листьями. Своеобразие елецкого кружева заключаются в переходах довольно разреженной полотнянки в сетку, что дает игру различной плотности в элементах узора. Широкая полоса полотнянки играет основную формообразующую роль. Она подчеркивается небольшими пятнами очень сквозной плетешковой решетки. Решетки часто обогащаются крупными насновками и отвивными петелькам. Нарядность елецкому кружеву придают и усложненные решетки в серединках цветов и в центрах орнаментальных мотивов, которые по плотности отличаются от тончайшего тюлевого фона и создают постепенный переход к нему. Благодаря этому плотный узор воспринимается как единое целое с фоном. Скань по контурам лепестков употребляется тонкая, в одну нить, витая, елочкой. Особо ритмически насыщенной становится фактура произведения, когда в одном предмете применяется плетение разной плотности. Фоны в сцепном кружеве Ельца занимают довольно большое место, создавая перекличку плотных и сквозных частей кружева. Это разнообразие в плетении придаёт елецкому кружеву необычайную живость, легкость и изящество. (Приложение 1 рис. 2)
В Балахне (Приложение 1 рис.3) Нижегородской губернии кружево плелось в сцепной технике с большим количеством насновок различной формы и решетками с петельками. Среди самых распространенных сюжетов встречаются павы, орлы и деревья с ритмично раскинутыми ветвями и цветами. Такое кружево плелось из шелковых, льняных, а потом и хлопчатобумажных нитей.
Кружевницы Калязина (Приложение 1 рис.4) в Тверской губернии специализировались на многопарном, сцепном, тюлевом кружеве, узорах наподобие «малин». Каждая мастерская занималась только каким-то одним видом кружева. Кружево Торжка (Приложение 1 рис.5) выполнялось в сцепной технике с применением скани. Особенностью этого кружева было сочетание плетеных узоров с элементами двустороннего шитья, преобладал растительный узор с крупными зубцами по краю и орнаментами, а также изображения людей, птиц и коней.
В Рязанской губернии плели михайловские, скопинские и зарайские кружева. В самой Рязани плели тонкое многопарное кружево. Вначале преобладал растительный орнамент: травка, ветви винограда. А позднее рязанские кружевницы начали выплетать птиц-пав и двуглавых орлов. Помимо традиционных геометрических и растительных рисунков, рязанские мастерицы использовали орнаменты, заимствованные из западноевропейского кружева. Выплетали рязанское кружево их тонких отбеленных хлопчатобумажных нитей. Полотнянка в нем почти отсутствовала, тюлевый фон и решетки внутри фигур были сплетены одной лишь сканью, что придавало изделию легкость и ажурность. В первой половине XIX века славилось кружево, выплетаемое в городе Зарайске Рязанской губернии. Его отличительная особенность- чередование полотнянки и сетки по всему узору, благодаря чему кружево приобретало своеобразную фактуру.
Михайловские кружева (Приложение 1 рис.6) плелись из льняных нитей. Для украшения в узор вплетались нити мулине разного цвета. Узоры часто выполнялись в форме вееров, фестонов и зубцов.
Вятское кружево (Приложение 1 рис.8) Орнамент этих кружевных изделий причудлив по своим формам. Полотнянка имеет просветы, часто заканчивается среди решетки, как бы растворяясь в ней. Основу решеток составляют плотные звездочки, двулистники, трилистники, от которых расходятся плетешки. Декоративная выразительность создается разной плотностью плетения каждого элемента. Отличительными приёмами вятского кружева являются. Разделение полотнянки, вятская петля, вятский цветочек. Края узоров могут быть как круглыми, так и и острыми.
Киришское кружево. (Приложение 1 рис.7) Киришские кружевницы плели из тонких льняных нитей. На орнамент большое влияние оказала близость вологодского центра кружевоплетения. Поэтому крупные формы трилистников с названием «Гусиные лапки» и пятилистников с названием «медвежьи лапки» имеют широкую вилюшку, которая выплетается полотнянкой с перевивом всех пар, и плавные повороты. Для киришского кружева характерен зубчатый край, который выплетается плетешками. В Киришах часто используют широкие насновки, почти круглые, так называемые «лепешки». Решеток очень мало, а если и встречаются, обычно это плетешковая квадратная решетка с рядами из насновок.
Костромское кружево. (Приложение 1 рис.9) В Костромской губернии промысел кружевоплетения сложился в конце XVIII века в городе Галиче, а расцвет галичского кружевоплетения пришелся на начало XIX. Галичские мастерицы плели многопарное кружево из льняных, золотых и шелковых нитей в кружеве делали его узнаваемым. Так, традициооными цветами были кораллово-красный, травянисто-зеленый и ярко-голубой. В узорах галичского кружева обычно выплетены птицы, деревья, позднее двуглавые орлы. Почти все галичское кружево шло на отделку декоративных полотенец из тонкой фабричной ткани. Наряду с Галичем кружевоплетение развивалось в Костромской губернии и в городе Солигаличе. Здесь плели в основном для себя и мелкого обмена.
Белое солигаличское кружево из льняных нитей было проще галичского. В последней четверти XIX века в Солигаличе имелись кружевные изделия с параллельными цепями ромбов. Ромбы поочередно заполняли сеткой, решеткой, сканью и фигурной розеткой, что делало эти кружева особенно эффектными. Для плетения скани использовали шерстяные нити ярких цветов.
В Московской губернии лучшее кружево плели мастерицы из Подольска, оно выполнялось на тюлевом фоне в виде цветов, тонких решеток, обводилось сканью. (Приложение 1 рис.10)
Русское кружевное искусство зародилось на основе пришедшей из Европы техники плетения, но очень быстро развилось в самобытное искусство, благодаря мастерству русских кружевниц, прекрасному художественному восприятию и творческому подходу к выполняемой работе. И хотя многие техники и узоры были утеряны в первой половине 20 века, сохранившиеся образцы кружев 18-19 веков позволили создать не один музей кружева в различных городах России, продолжающих традиции русского кружева.
1.2 Тенденции развития коклюшечного кружева
панно коклюшечный кружево
Первые кружева на Руси плелись из золотых, серебряных и шелковых нитей и украшали одежду князей, бояр, высших представителей духовенства. Кружева стоили очень дорого и в то время даже продавались на вес. Кружева из простых нитей появились в Европе в 17-18 веков и сразу же стали очень популярны во всех слоях общества, благодаря доступности материала.
Кружевные мастерские стали открываться при монастырях и помещичьих усадьбах. Кружевницы работали на заказ, иногда копируя западные образцы, но со временем все чаще создавая собственные неповторимые узоры. На рубеже 18-19 веков появляются первые кружевные мануфактуры, плетеная сетчатая ткань становится промыслом, приносящим торговцам немалую прибыль, потому что к этому времени русские кружевницы достигли такого
Самыми популярными на Руси стали кружева, плетеные на коклюшках - тонких палочках длиной 17-18 см, на которые наматывалась нить. Для плетения кружева был необходим круглый валик, на который накладывалась плотная бумага с точечным рисунком. В эти точки вкалывались булавки, которые прикрепляли рисунок к валику и в то же время служили для поддержки нитей во время работы.
Коклюшки во время плетения использовались попарно, когда-то их число могло доходить до 800 пар! Узор получается с помощью разнообразных техник переплетения нитей: «вилюшка», или тесьма-полотнянка представляла собой основной узор, узор«плетешок» выполнялся в виде шнурка и украшался петельками, «насновка» - это узор или фигура плотного плетения, которая часто окружена фоновой сеткой, кружевная витая скань, которая представляла собой способ обрисовкиосновного узора толстой нитью.
Выделяют две основные техники плетения кружев на коклюшках: парную и сцепную. Парная техника позволяет плести мелкие узоры из простых форм, повторяющиеся в виде орнамента. В сцепной технике различные элементы узора плетутся отдельно и потом соединяются крючком.
Плетение кружева требовало не только мастерства, но и большого количества времени. На работу над одним простым воротником мог уйти целый месяц, а плетение большой узорчатой шали могло занять от полугода и больше. Так что простые крестьянки, в связи с большим объемом работ по дому и в поле могли выделить для плетения кружев не так много времени. Несмотря на это, кружева, встречающиеся в крестьянском быту, поражают разнообразием узоров. Это цветы и травы, птицы и животные, витиеватые линии.
В крестьянской среде часто встречались так называемые «численные кружева» (неширокие и с простым узором), «канфарные» кружева (сетчатая клетка), «гречишка» (узор из сетчатых шестиугольников, расположенных в шахматном порядке). Крестьянки приписывали кружевам особый магический смысл, наделяли их способностью противостоять нечистой силе, стремящейся проникнуть в душу человека. Кружево украшало скатерти и салфетки, воротники, блузы, сарафаны, полотенца.
В России 19 века существовало около 17 центров по плетению кружева, и каждый из них можно было узнать по особой технике работы или характерному узору.
В современном кружеве выделяют 2 направления: традиционное и экспериментальное. К традиционному кружевоплетению относят, создание салфеток, дорожек для украшения интерьера, элементов декора одежды, манжетов, воротничков, вставок, шарфов.
На принадлежность этих изделий к современному кружеву указывают приобретённые изделиями современные силуэты включающие в себя сочетания всех региональных особенностей плетения. Происходит изменение мотивов, растительный орнамент становиться более стилизованным, композиция может быть ассиметричной, чего не могло быть в старинном кружеве. На сегодняшний день существуют
К экспериментальному кружеву относятся панно с анималистическими, архитектурными мотивами и портретами. Силуэт таких панно может быть набран из фрагментов различного плетения. Применяются новые решётки. Так же в этом направлении кружево может быть выполнено в объёме и использоваться в качестве имитацию ювелирных украшений, элементов интерьера, сувениров, абажуров, зонтов.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. РАЗНООБРАЗИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ПОСТРОЕНИЙ КОКЛЮШЕЧНОГО КРУЖЕВА В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
- ГЛАВА 2. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ
- 2.1 Оборудование, материалы, инструменты для создания панно «первоцветы» и его поэтапное выполнение
- 2.2 Композиция и выразительные средства творческой работы
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ