logo search
"Мрачные картины" Франсиско Гойи

Часть 1. Биография

30 марта 1746 года в арагонской провинции, в небольшой деревушке Фуендетодос, на свет появился Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес. Франсиско стал младшим сыном в семье мастера-позолотчика, довольно известного и почитаемого, и дочери обедневшего идальго. Семья, таким образом, имела средний достаток, но сыновья получили не очень качественное школьное образование. Так или иначе, все три сына затем нашли себе достойное занятие - старший стал священником, средний пошёл по стопам отца, ну а младший - художником, который прославится на весь мир. Франсиско в возрасте тринадцати лет был отдан на обучение в мастерскую к художнику Хосе Луи-сан-и-Мартинесу, когда семья переехала в Сарагосу. В течение трёхлетнего обучения молодой Гойя в основном копировал гравюры и слепки но, как он позже сам признаётся в этом, не получал полноценного удовольствия и результата от такого процесса - ему хотелось творить по-настоящему, создавать что-то своё.

Так в 1763 году Гойя переезжает в Мадрид, чтобы поступить в Королевскую Академию изящных искусств. Он терпит неудачу, но всё-таки остаётся в Мадриде, знакомясь с работами придворных художников и развивая своё мастерство. Затем Гойя совершает путешествие по Италии, по возвращению из которого получает свой первый серьёзный крупный заказ - капитул церкви Нуэстра-Сеньора-Дель-Пилар в 1771 году поручает ему роспись купола одной из капелл базилики. Эта работа вызывает множество восторженных отзывов, Гойя получает другие заказы, как, например, роспись оратория дворца Собрадиэль.

В 1773 году Гойя берёт в жёну Хосету Байеу, сестру влиятельного придворного живописца Франсиско Байеу, этот брак так же сыграл свою роль в утверждении Гойи в художественной среде того времени. Они прожили вместе с Хосетой вплоть до её смерти в 182 году, у них было несколько детей, но до зрелого возраста дожил только один сын - Хавьер. Гойя окончательно обосновывается в Мадриде и начинает работать в мастерской своего новоиспечённого родственника Франсиско Байеу, профессора Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо.

Первым придворным заказом Гойи были картоны для шпалер в столовую будущего короля Карла 4 во дворце Эскориал. Позже Гойя получает и другие заказы на эскизы шпалер для королевской семьи. Он становится всё ближе и ближе к королевскому двору, и вскоре просит место придворного живописца - однако ему отказывают. Этому поспособствовал и его шурин Байеу, не желающий делить место первого придворного художника. И всё же Гойя приобретает популярность, многие придворные начинают заказывать ему свои портреты, и вскоре Гойя приобретает репутацию замечательного портретиста. Одни из самых известных его работ этого периода - портрет графа Флоридобланка (1783), портрет маркизы де Понтес (1786).

В 1789 году новым королём Испании становится Карл IV, а Гойя становится его придворным живописцем. В 1792 году Гойя отправляется в Кадис, навестить своего друга Себастьяна Мартинеса (тогда же Гойя пишет его портрет), где тяжело заболевает. Точный его диагноз неизвестен, но можно определённо утверждать, что появившаяся у него затем глухота стала следствием перенесённой болезни. Гойе удаётся выздороветь, и он возвращается в Мадрид, где продолжает работать. Вскоре он сближается с семейством герцогов Альба, в 1795 году Гойя пишет портреты герцога и герцогини (герцогиня на долгое время становится его музой, позже он напишет ещё несколько её портретов). В этом же году умирает шурин Гойи Байеу, и Гойя становится директором живописного отделения Королевской академии изящных искусств, однако уже через пару лет отказывается от этой должности под предлогом плохого состояния здоровья.

К последним годам 18 века Гойя заканчивает удивительную серию офортов, объединённых названием «Капричос», которое на русский можно перевести как «фантазии», «причуды». Эта серия из 80 гравюр вышла в продажу в феврале 1799 года, и через 4 дня после выхода продаваемые экземпляры были изъяты инквизицией. Причина этому понятна - своими гротескными сюжетами офорты изображали пороки современного общества, обратные стороны светской, политической и религиозной жизни. В «Капричос» появляются мотивы, которые затем усиливаются в творчестве Гойи, в особенности в его «Мрачных картинах» - мистика, фантасмагория, карикатурные изображения людей и изображения демонических существ.

Можно сказать, что в творчестве Гойя представлял собою две разные стороны - Гойя-портретист, придворный художник, выполняющий официальные заказы, и Гойя, который смотрел на мир особенным взглядом, видящим вокруг «другие стороны» жизни, наполненные магией, стороны тёмные, непознаваемые.

Между тем, карьера Гойи-придворного художника продолжала развиваться, в 1799 году он наконец получает место первого придворного живописца. Он пишет несколько портретов королевы Марии-Луизы и короля Карла IV, в том числе и известный портрет всего королевского семейства (1800 г.), исполненный в очень реалистичной манере.

Примерно в этот же период Гойей создаются две знаменитые картины - «Маха обнажённая» и «Маха одетая», изображающие испанскую горожанку в похожей для обоих картин позе - разница между картинами лишь во времени написания и в том, что на первой модель полностью обнажена, на второй - одета. Кто был той моделью доподлинно неизвестно, однако в то время сильны были служи о том, что моделью была сама герцогиня Альба, в будуаре которой и хранились картины до самой её смерти. Гойя продолжает создавать портреты представителей испанской аристократии и буржуазии, например портрет Исобель Порсель (1804-1805), портрет Феликса де Азара (1805), портрет маркизы Санта-Круз (1805) и др.

Жизнь Гойи проходит на фоне сложного для Испании периода. В начале 19 века страна оккупирована французами, вспыхивают партизанские восстания. Впечатлённый хаосом, который создаёт война, её нечеловеческой жестокостью, порождающей ужасные картины, Гойя приступает к созданию серии офортов «Бедствия войны». В итоге за несколько лет он создаёт 82 гравюры.

В 1812 году в Мадрид с войсками входит Веллингтон, Гойе поручают написать его портрет, однако между ними возникла неприязнь, и Веллингтон остался совсем недовольным своим портретом. После окончательного освобождение Испании от французов в 1814 году Гойя пишет две картины, посвящённые восстаниям в Мадриде - «Восстание на Пуэрта дэль Соль 2 мая 1808 года» и «Расстрел мадридских повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года».

Известно, что новый испанский король Фердинанд VII не относился к Гойе с симпатией, однако художник сохраняет место при дворе, при дворе, продолжаю писать портреты и картины с религиозной тематикой. Одна из последних работ художника в Мадриде - «Последнее причастие св. Иосифа Каласанского» для церкви Эскуэлас Пиас (1819). В феврале 1819 года Гойя приобретает тот самый «Дом глухого», где живёт в тяжёлый для него период очередной болезни.

В 1820-х годах художник знакомится с Леокадией де Вейс, женой промышленника, которая позже разводится с мужем и уходит к Гойе. У них рождается дочь Росарита, и в 1824 году они перебираются во Францию, потому что Гойя опасается гонений со стороны нового испанского правительства. Однако, когда в 1826 году он совершает поездку в Мадрид, его «как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить, и слишком стар, чтобы его бояться». Ему удаётся добиться разрешения уйти на покой с сохранением жалования и возможностью жить во Франции. Гойя обосновывается в Бордо, где пишет портреты членов семейства и своих друзей, однако обострения болезни уже не дают художнику полноценно работать. В итоге Гойя умирает в своей квартире в Бордо 16 апреля 1828 года в возрасте 82 лет. Его прах был перевезен на родину и захоронен в мадридской церкви Сан-Антонио де ла Флорида. Той самой церкви, стены и потолок которой когда-то расписал художник.