2. Музыка России – мировая симфония
Интенсивность развития мысли, общественного сознания сопровождались в XIX веке стремительным развитием художественной культуры, в том числе и музыки. Музыку называют "языком души", с тех пор как появилось человечество, она всегда его сопровождала. Причем, чем выше общая культура в обществе, тем большее место в ней играла музыка. За рубежом XIX век называют периодом бури и натиска русской музыки, русской симфонии.
Родоначальником и создателем русской классической музыки является Глинка М.А. Он вобрал в себя все лучшее отечественной и мировой музыкальной культуры и создал новую музыку. В декабре 1836 года впервые была поставлена его опера "Иван Сусанин". Она была встречена передовыми людьми как откровение, как стихия в искусстве, как новая и могучая сила. Чайковский писал об опере "Иван Сусанин": "Опера по гениальности размаха, новизне стоит наряду с самым глубоким и великим, что только есть в искусстве. "Славься" есть нечто подавляющее, исполинское. Глинка - настоящий творческий гений. Глинка думал, что создает только русскую оперу как памятник русскому народу, но он ошибся. Он создавал целую русскую музыку, целую новую систему". Не меньшим успехом пользовалась его опера "Руслан и Людмила".
Среди многих творческих школ и эстетических направлений в музыкальной культуре XIX века занимает "Могучая кучка" и "Беляевский кружок". "Могучая кучка" - это музыкальный коллектив из 5 русских композиторов. Сюда входили Балакирев, Кюи, Мусогорский, Бородин, Римский-Корсаков. Их связывала не только дружба, совместные занятия, но и общие цели, задачи и взгляды на музыкальное искусство. В первое десятилетие их совместной деятельности они заявили о себе смелыми и новаторскими произведениями: опера "Борис Годунов" Мусогорского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, первая симфония Бородина, увертюра на темы русских песен Балакирева, романсы Кюи и Балакирева и др.
В центре творческого искания и внимания "могучей кучки" была опера. Их девиз был следующий: "Опера - это не концерт в костюмах, а музыкальная драма. Главное действующее лицо в ней - народ и его роль в судьбе и истории России". Развивая традиции Глинки, они создавали музыку, которой до сих пор восхищается человечество. Римский-Корсаков создает оперы "Садко", "Снегурочка", "Майская ночь", "Царская невеста", "Золотой петушок". Бородин пишет "Князь Игорь" и симфонии, Мусогорский - "Хованщина" (завершена Римским-Корсаковым), "Сорочинская ярмарка" (окончена Кюи), "Картинки с выставки" и др. Современники и последователи "могучей кучки"- композитор Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев. Они использовали и творчески развивали их музыкальные принципы, истолковывали их и создавали новые прекрасные произведения
В 80-90 годы прошлого века, в тяжелые времена реакции, борьбы с инакомыслием работает творческое объединение композиторов и музыкантов, так называемый Беляевский кружок. Если "Могучая кучка" - это натиск музыки, то беляевцы - это мирное, спокойное, прогрессивное движение вперед. Для них важно не столько завоевание новых высот, расширение горизонтов искусства, сколько закрепление достигнутого, проявившееся в совершенствовании ими мастерства, профессионализма. Беляевский кружок - это группа музыкантов, собиравшихся в 80-90 годы в доме Митрофана Петровича Беляева в Петербурге. Возглавлял кружок Римский-Корсаков. Беляев пропагандировал русскую музыку. В 1884 году он учредил глинкинские премии, в 1885 году организовал "Русские симфонические оркестры", в 1891 году "Русские квартирные вечера". В 1885 году в Лейпциге он основал нотное издательство. Современники и последователи "Могучей кучки" композиторы Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев использовали, творчески развивали музыкальные их принципы, истолковывали их и создавали прекрасные произведения. Наиболее яркими "беляевцами" были Анатолий Константинович Лядов - композитор, педагог, дирижер; Александр Константинович Глазунов - создатель балета "Раймонд", симфонической поэмы "Карельская легенда", концерта для скрипки с оркестром. В знак протеста против увольнения Римского-Корсакова вышел из состава профессоров. К деятельности Беляевского кружка имели отношение московские композиторы Танеев, Скрябин, Рахманинов.
Как бы немного особняком, но, вписываясь в общее музыкальное звучание в России, стоит музыкальный гений Петр Ильич Чайковский. Уже в молодом возрасте он встает в ряд с великими композиторами мира, создает произведения во всех жанрах, существующих в музыке. За недолгую жизнь он создал 10 опер ("Воевода опричник", "Черевички". "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама" и др.), 3 балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"). Он написал музыку к драматическим спектаклям "Снегурочка", "Гамлет"; две симфонические фантазии: "Буря", "Франческа де Рамини"; четыре увертюры: "Грозы", "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Торжественная увертюра" 1812 года; шесть симфоний, четыре сонаты, три фортепьянных концерта, множество фортепьянных пьес, около 100 романсов, и, наконец, 6-ю симфонию.
Не случайно в 1894 году в Клину открылся в России первый мемориальный Дом-музей Петра Ильича Чайковского: здесь рукописи автора, музыкальные инструменты, фонотека, афиши и многие другие экспонаты, раскрывающие творчество и личность Чайковского.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры