logo search
kulturol_posobie_Anokhina

2. Музыка России – мировая симфония

Интенсивность развития мысли, общественного сознания сопровождались в XIX веке стремительным развитием художественной культуры, в том числе и музыки. Музыку называют "языком души", с тех пор как появилось человечество, она всегда его сопровождала. Причем, чем выше общая культура в обществе, тем большее место в ней играла музыка. За рубежом XIX век называют периодом бури и натиска русской музыки, русской симфонии.

Родоначальником и создателем русской классической музыки является Глинка М.А. Он вобрал в себя все лучшее отечественной и мировой музыкальной культуры и создал новую музыку. В декабре 1836 года впервые была поставлена его опера "Иван Сусанин". Она была встречена передовыми людьми как откровение, как стихия в искусстве, как новая и могучая сила. Чайковский писал об опере "Иван Сусанин": "Опера по гениальности размаха, новизне стоит наряду с самым глубоким и великим, что только есть в искусстве. "Славься" есть нечто подавляющее, исполинское. Глинка - настоящий творческий гений. Глинка думал, что создает только русскую оперу как памятник русскому народу, но он ошибся. Он создавал целую русскую музыку, целую новую систему". Не меньшим успехом пользовалась его опера "Руслан и Людмила".

Среди многих творческих школ и эстетических направлений в музыкальной культуре XIX века занимает "Могучая кучка" и "Беляевский кружок". "Могучая кучка" - это музыкальный коллектив из 5 русских композиторов. Сюда входили Балакирев, Кюи, Мусогорский, Бородин, Римский-Корсаков. Их связывала не только дружба, совместные занятия, но и общие цели, задачи и взгляды на музыкальное искусство. В первое десятилетие их совместной деятельности они заявили о себе смелыми и новаторскими произведениями: опера "Борис Годунов" Мусогорского, "Псковитянка" Римского-Корсакова, первая симфония Бородина, увертюра на темы русских песен Балакирева, романсы Кюи и Балакирева и др.

В центре творческого искания и внимания "могучей кучки" была опера. Их девиз был следующий: "Опера - это не концерт в костюмах, а музыкальная драма. Главное действующее лицо в ней - народ и его роль в судьбе и истории России". Развивая традиции Глинки, они создавали музыку, которой до сих пор восхищается человечество. Римский-Корсаков создает оперы "Садко", "Снегурочка", "Майская ночь", "Царская невеста", "Золотой петушок". Бородин пишет "Князь Игорь" и симфонии, Мусогорский - "Хованщина" (завершена Римским-Корсаковым), "Сорочинская ярмарка" (окончена Кюи), "Картинки с выставки" и др. Современники и последователи "могучей кучки"- композитор Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев. Они использовали и творчески развивали их музыкальные принципы, истолковывали их и создавали новые прекрасные произведения

В 80-90 годы прошлого века, в тяжелые времена реакции, борьбы с инакомыслием работает творческое объединение композиторов и музыкантов, так называемый Беляевский кружок. Если "Могучая кучка" - это натиск музыки, то беляевцы - это мирное, спокойное, прогрессивное движение вперед. Для них важно не столько завоевание новых высот, расширение горизонтов искусства, сколько закрепление достигнутого, проявившееся в совершенствовании ими мастерства, профессионализма. Беляевский кружок - это группа музыкантов, собиравшихся в 80-90 годы в доме Митрофана Петровича Беляева в Петербурге. Возглавлял кружок Римский-Корсаков. Беляев пропагандировал русскую музыку. В 1884 году он учредил глинкинские премии, в 1885 году организовал "Русские симфонические оркестры", в 1891 году "Русские квартирные вечера". В 1885 году в Лейпциге он основал нотное издательство. Современники и последователи "Могучей кучки" композиторы Глазунов, Лядов, Ляпунов, Гречанинов, Прокофьев использовали, творчески развивали музыкальные их принципы, истолковывали их и создавали прекрасные произведения. Наиболее яркими "беляевцами" были Анатолий Константинович Лядов - композитор, педагог, дирижер; Александр Константинович Глазунов - создатель балета "Раймонд", симфонической поэмы "Карельская легенда", концерта для скрипки с оркестром. В знак протеста против увольнения Римского-Корсакова вышел из состава профессоров. К деятельности Беляевского кружка имели отношение московские композиторы Танеев, Скрябин, Рахманинов.

Как бы немного особняком, но, вписываясь в общее музыкальное звучание в России, стоит музыкальный гений Петр Ильич Чайковский. Уже в молодом возрасте он встает в ряд с великими композиторами мира, создает произведения во всех жанрах, существующих в музыке. За недолгую жизнь он создал 10 опер ("Воевода опричник", "Черевички". "Евгений Онегин", "Орлеанская дева", "Мазепа", "Чародейка", "Пиковая дама" и др.), 3 балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"). Он написал музыку к драматическим спектаклям "Снегурочка", "Гамлет"; две симфонические фантазии: "Буря", "Франческа де Рамини"; четыре увертюры: "Грозы", "Ромео и Джульетта", "Гамлет", "Торжественная увертюра" 1812 года; шесть симфоний, четыре сонаты, три фортепьянных концерта, множество фортепьянных пьес, около 100 романсов, и, наконец, 6-ю симфонию.

Не случайно в 1894 году в Клину открылся в России первый мемориальный Дом-музей Петра Ильича Чайковского: здесь рукописи автора, музыкальные инструменты, фонотека, афиши и многие другие экспонаты, раскрывающие творчество и личность Чайковского.