С.М. Соловьев «История государства Российского»
В жизни ученого и писателя главные биографические факты – это книги, важнейшие события, мысли. В истории российской науки и литературы было не много жизней, столь же обильных фактами и событиями, как жизнь С.М. Соловьева, крупнейшего русского историка.
С.М. Соловьев родился 5 мая 1820 года в Москве. Окончил Московский университет, историко-филологический факультет. Он занимался исследованием истории России. В 1845 году он защитил магистерскую диссертацию «Об отношении Новгорода к великим князьям», через год докторскую диссертацию «История отношений между русскими князьями Рюрикова дома». Обе диссертации создали автору громкую известность не только в узком кругу ученых, но и в во всем читающем обществе. Успех обеих диссертаций объясняется не только талантом автора, но и серьезной подготовкой. В первых своих ученых опытах начинающий историк выступил уже с обдуманными историческими понятиями, с определенным взглядом на задачи и приемы исторического изучения.
В 1845 году Соловьев начал читать лекции в Московском университете. Он был питомцем этого университета: 34 года преподавал в нем, 6 лет стоял во главе как ректор, наконец, в его аудиториях получил первую обработку главный труд жизни Соловьева.
О преподавании Соловьевым русской истории пишет его ученик и последователь Василий Осипович Ключевский: «Чтение Соловьева не трогало и не пленяло, не било не на чувства не на воображение, но оно заставляло размышлять, с кафедры слышался не профессор, читающий в аудитории, а ученый размышляющий вслух в своем кабинете».
Соловьев в своих лекциях большое внимание уделял истории Новгорода, эпохе Петра I и Александра II, внешней политике России, историографии. Усиленной научной деятельностью приготовлялся Соловьев к труду, который стал главным делом его жизни и связал его имя с успехами русской исторической науки и русского общественного сознания.
В августе 1852 года вышел первый том «Истории государства Российского» и затем через год в течении 27 лет появлялся каждый последующий том, с точностью, которую не могла победить даже предсмертная болезнь автора. Умирая, он сдал 29-ый том в типографию почти законченным.
Приступая к работе над «Историей России» С.М. Соловьев ставил перед собой чисто практическое задание: «Выучиться самому, чтоб в состоянии читать сколько-нибудь достойный университетский курс русской истории и дать средство другим знать основательно свою историю».
«История России с древнейших времен» построена автором на громаднейшем фундаменте исторических источников: летописи, древнерусские поучения, сказания, жития, былины, иностранные хроники, государственные грамоты, договоры, архивные материалы, письма русских царей и другие источники. «При недостатке твердых оснований Соловьев скорее готов был обойти вопрос, подвергаясь упрекам критики, чем решить его какой-либо остроумной догадкой, которая могла быть лишним камнем на пути других исследователей» - пишет В.О. Ключевский в своей работе «Памяти Соловьева». Что же изучал историк? Экономику государства, социальный строй, внутреннюю и внешнюю политику. Мыслитель скрывался в нем за повествователем, в его рассказах на историко-философской основе. Поэтому исторические явления стоят у него на своих местах, освещенные естественным светом, а не искусственным.
Значение трудов С.М. Соловьева, особенно его «Истории России с древнейших времен», очень велико. В изучении истории России XVIII века Соловьев был в значительной мере пионером. Его заслуга заключается в том, что он ввел в научный оборот громадное количество нового материала и изложил его в систематическом порядке, правда, ответив преимущественно на вопросы внешней и внутренней политики и сравнительно мало показав социально-экономические процессы. Но даже при этом, никогда прежде, в продолжении трех десятилетий в историческую литературу, не вливалось так последовательно и так много свежих знаний.
Но, не смотря на достоинства, работа ученого имела некоторые недостатки. Как отмечают его современники, Соловьев не поднялся до уровня классового анализа явлений, хотя бы в пределах того понимания классов и классовой структуры общества, до которого дошла европейская буржуазная историография его времени.
Задолго до смерти С.М. Соловьев высказывал уверенность, что в недалеком будущем напишут историю лучше его. За собой он удерживал заслугу первой тяжелой расчистки пути, первой обработки сырого материала. Но даже при успешном ходе русской исторической критики в нашем научном обороте надолго удержится значительный запас исторических фактов и положений, в том самом виде, как их впервые обработал и высказал С.М. Соловьев. Исследователи долго будут их черпать прямо из его книг, прежде чем успеют проверить их сами по первоисточникам.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры