logo search
Курсовая

Глава II. Развитие фольклорного театра в XX-XXI вв.

В данной главе я освещу развитие фольклорного театра в 20,21 вв. на примере народного самодеятельного коллектива фольклорного театра «Цвети, наш край!» им. Заслуженного работника культуры РФ Галины Васильевны Снег.

Фольклорный театр «Цвети, наш край!».

Ансамбль песни и танца «Цвети, наш край!» города Тихвина, был создан Г.В. Снег в 1971 году, в 1974 году он получил высокое звание «Народный самодеятельный коллектив». В коллективе работали оркестровая, хоровая и хореографическая группы, существовал фольклорный ансамбль. Коллектив исполнял русские народные песни в обработке советских композиторов, песни о России. Ансамбль песни и танца «Цвети, наш край!» с огромным успехом выступал на площадках в Ленинградской области, Москве, гастролировал за рубежом (Франция, Финляндия).

Нина Алексеевна Видякина возглавила коллектив в 1997 году, после окончания Санкт–Петербургской Государственной Академии культуры (кафедра народного песенного искусства).

Статус фольклорного театра коллектив получил в 1999 году. Основами развития театра является проникновение в суть фольклора через понимание его как синкретического искусства (слово, музыка, игра, танец, действо и т.д.), освоение обрядовой музыки христианского мировоззрения, бытовавшего в народе. Ежегодно коллектив участвует в традиционных фестивалях вертепных театров в Этнографическом музее в Санкт-Петербурге. Осенью 2007 года на суд зрителей была представлена народная драма «Царь Максимилиан». Искушенный питерский зритель от души аплодировал коллективу, участвовал во всех массовых сценах, кадрилях, выступал в роли актеров. В Тихвине театр активно занимается приобщением разновозрастной аудитории к культуре, певческим, танцевальным традициям Тихвинской земли. Театр возродил существовавшие в Тихвине обрядовые праздничные действа и старается поддерживать их жизнь в современное время: осенние посиделки, вертепное действо, масленичные гуляния с представлением народной драмы «Царь Максимилиан», пасхальные песнопения, проводы рекрутов, летние гуляния.

Фольклорный театр «Цвети, наш край!» является идейным вдохновителем и одним из организаторов фестиваля православной культуры «Праздничные звоны». В дни Рождества театр традиционно разыгрывает вертепное действо в стенах Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря. Коллектив принимает участие в народных гуляниях, посвященных Масленице и Рождеству, выступает в праздничных концертах, посвященных Дню России, Дню Победы и другим общероссийским праздникам. В августе 2008 года фольклорный театр «Цвети, наш край!» принял участие в праздновании Медового Спаса в Царском Селе.

Параллельно с традиционными видами деятельности коллектив много экспериментирует, находит новые идеи для творчества. Ярким примером этого является участие коллектива в Открытом фестивале хоровой музыки «Хоровые ассамблеи-2010».

2010 год стал знаменательным годом для нашего города. Тихвину было присвоено почетное звание Российской Федерации «Город воинской славы». Специально к этому знаменательному событию участники фольклорного театра подготовили спектакль по мотивам народных сказок «Солдат и смерть», основой которого стали рекрутские и солдатские песни Тихвинского района, Псковской, Новгородской и Ленинградской областей. Также в 2010 году участники коллектива порадовали жителей города выступлениями на торжествах, посвященных Масленичной неделе, Великой Пасхе, Дню России. В настоящее время фольклорный театр «Цвети, наш край!» работает над новым материалом.

Рассмотрев деятельность коллектива фольклорного театра «Цвети, наш край!», мы выяснили, что в современной культуре фольклорный театр-действо выполняет следующие социальные функции:

- обеспечение связи общества с историей и культурого славянских и русских племен;

- осознание народом этнического родства в существующих культурных традициях ;

- укрепление культурной идентичности народа, его духовности и исторической памяти.

Фольклорный театр выполняет познавательные задачи, информирует о

динамике, причинах и следствии исторических процессов. Нельзя не назвать

коммуникационную функцию, способствующую взаимопониманию, общению, обмену информацией, совершенствованию форм трансляции традиционных этнокультурных ценностей. Воспитательная миссия фольклорного театра заключается в формировании уважительного отношения к предкам, историческому прошлому, народной культуре, традиции. Его эстетическая роль способствует формированию ценностного отношения к творческому культурному опыту общества. Фольклорный театр – особое явление, возникшее в русской культуре на стыке древних, исконных традиций и новых чужеземных придворных развлечений.

Вобравший в себя многое из европейского профессионального театра и народных зрелищно-игровых действ, фольклорный театр за короткое время стал новым видом искусства в культуре Нового времени. Фольклорный театр не исчерпал свой культурный ресурс. Он продолжает свою жизнь, обретая новые функции и особенности.

Заключение.

Таким образом мы выяснили, что фольклор представляет собой одно из важнейших проявлений духовной культуры.

Устная народная поэзия, народное сценическое искусство (мимика, жест, драматическое действо при исполнении драматизированных обрядов: свадебных, похоронных, земледельческих игр – и при сказывании былин, сказок, при исполнении песен), хореографическое (народные танцы, пляски,

хороводы), музыкальное и вокальное искусства определяют историко-культурный облик того или иного народа, формируют традиции народа. Необходимость теоретического исследования и практического воплощения фольклорного театра обусловлена значимой ролью фольклора в утверждении ценностей традиционной культуры в современном обществе, в обеспечении гармонии процессов наследования, трансляции социальной памяти, социально значимого опыта и знания, а также в формировании патриотических тенденций.

Список литературы:

1. Гусев, Некрылова. Русский народный кукольный театр.

2. Савушкина Н.И. Некрылова А.Ф. Библиотека русского фольклора. Народный театр.

3. Бескин Эм. История русского театра. Ч.1. – М. –Л.: Госиздат, 1928.

4. Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. – СПб.: Наука, 1994.

5. Некрылова А.Ф Дмитрий Михайлович Балашов. Взгляд на фольклорный театр // Русская земля: журнал о русской истории и культуре. – Интернет-ресурс. Режим доступа: http://www.rusland.spb.ru/sl_8_3a.htm

6. Филиппов В. Задачи народного театра и его прошлое в России. – М.: Изд-во Народного комиссариата просвещения, 1918.

7. Ивлева Л.М. Дотеатрально-игровой язык русского фольклора / Сб. театроведч. исслед. Л. М. Ивлевой. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1998.

26