3. Театр в XIX веке.
Особое место в культуре России XIX века занимала театральная интеллигенция. Она создавала специфическую ауру, такую духовную сферу, что давало возможность определить культуру России как глубокую, с нравственными тенденциями, общечеловеческим содержанием.
В общем русле театральной жизни, особенно второй половины XIX века, видное место занимали: в Москве два императорских театра - Большой - музыкальный и Малый - драматический; в Петербурге - три казенных театра - Мариинский - музыкальный, Александринский - драматический, Михайловский - музыкальный для французских и итальянских исполнителей.
Известно, что Большой театр был основан в 1776 году московским прокурором князем Урусовым. Первыми актерами были артисты крепостных театров, выпускники воспитательных домов. Дважды здание театра сгорало. Сегодняшнее здание существует с 1856 года. В репертуаре театра были иностранные оперы, водевили, балеты, в 1835 поставлена первая опера "Аскольдова могила" Верстовского. С появлением опер Глинки, «Могучей кучки» почти все они ставились в Большом. Именно оперы Мусоргского, Бородина, Чайковского и Римского-Корсакова, балеты определяют репертуар и исполнительский стиль театра. Именно оперы способствуют появлению в XIX веке блистательных певцов, танцоров, дирижеров, хореографов. Дирижер Альтани формирует состав оркестра и хора, декоратор Вальц преобразует сцену и сопровождение, оформляют спектакли ведущие художники: Васнецов, Суриков, Коровин.
В Большом театре формируется талант певца - Федора Шаляпина, певицы Антонины Неждановой (1873-1950), которая выступала в нем свыше 30 лет. Ее главные роли: Антонида в "Иване Сусанине", Марфа в "Царской невесте", Волховы в "Садко", Виалетта в "Травиате". А также Леонида Собинова, Проработавшего в Большом более 36 лет. Среди его ролей, как говорят, непревзойденный Ленский в "Евгении Онегине", Берендей в "Снегурочке" Римского-Корсакова, Лоэнгрин в "Лоэнгрине" Вагнера, Орфей в "Орфее и Эвридике" Глюка.
В Большом театре сформировалась блистательная танцевальная пара Екатерина Гельцер (1876-1962) и ее партнеры Тихомиров и Мордкин. В конце XIX-начале XX века балетмейстер Горский поставил 53 балетных постановки. Большой театр к началу XX века приобрел славу и высококачественное сценическое лицо.
Малый театр, работающий с 1824 года, в конце XIX века назывался "Властитель душ". В театре сложилась школа глубокого жизненного реализма. Оставаясь "домом Щепкина" по актерскому исполнительству, он по драматургической направленности стал "домом Островского".
Начиная с 1853 года, с премьеры спектакля "Не в свои сани не садись" до кончины Островского в Малом театре было сыграно 47 его пьес. Кроме драматургии Островского театр ставил пьесы Гоголя и Грибоедова, Пушкина, Фонвизина, Сухово-Кобылина, Писемского, А. Толстого.
Крупными талантливыми актерами был Шумский в ролях Чацкого и Хлестакова, Щепкин в ролях Фамусова ("Горе от ума" Грибоедова), Городничего ("Ревизор" Гоголя), Муромского ("Свадьба Кречинского" Сухово-Кобылина) и др.
А также выделялись талантливые актеры: Васильев, Федотова, сыгравшая 321 роль, Ленский, после смерти которого Ермолова сказала: "С Ленским умерло все, умерла душа Малого театра", Южин, семья Соедовских, Шумский, Самарин. Островский их игру называл "школой естественной и выразительной игры на сцене". С 1871 года на сцене Малого театра играла Мария Николаевна Ермолова. С художественным совершенством и глубоким психологизмом она раскрывала образы. Станиславский говорил о ней: "Мария Николаевна - это целая эпоха для русского театра". Уже к 1895 году, к 25-летию ее театральной деятельности, она играла 300 ролей от Катерины в "Грозе" Островского до Жанны д'Арк в "Орлеанской деве" Шиллера.
Кроме названных театров, существовали во многих городах провинциальные театры, создавались актерские артели, которые гастролировали по России: группа Медведева, Синельникова, Соловцова, Писарева, Бородая. Среди любительских театров можно назвать группу шекспироведа, профессора словесности Стороженко, кружок Алексеева (в будущем Станиславского). Кружок его перерос в "Общество искусства и литературы" во главе которого встали Станиславкий, Федотов и Комиссаржевский. Театральные попытки Станиславского привели его к режиссерской деятельности в Московском Художественном театре, основанном в 1889.
Подготовкой артистов занимались 2 театральных училища в Петербурге и Москве. Но этого было мало. В 1886 году Островский выступает с запиской о подготовке драматических актеров. Двумя годами позже при училищах учреждены драматические курсы, после окончания которых выдавался аттестат среднего учебного заведения. Русская театральная школа стала выпускать подготовленных актеров, к преподаванию привлекались ведущие актеры театров.
Таким образом, к концу XIX века театры становятся важным фактором культурной и идейной жизни России, зарождается национальная сценическая школа, совершенствуется театральное мастерство. Театр синтезировал важнейшие направления культуры: музыку, литературу, живопись.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры