logo search
kulturol_posobie_Anokhina

5. Видные русские историки и их труды.

Сейчас многие ученые задумываются о значении государства в наше время. Как же подходили историки к этой проблеме в XVII-XVIIIвеках?

Вопрос о взаимоотношении народа и государства служил темой статьи С.М. Соловьева «Начала русской земли": «правительственное начало сплачивало для «общей цели» население, рассеянное по неизмеримым пространствам и лишенное «внутренней централизации». Соловьев считал роль государства в России значительно более активно определяющим направление исторического процесса, чем в странах западной Европы. «Централизация, - указывал Соловьев, - восполняет недостаток внутренней связи, условливается этим недостатком и, разумеется, благодетельна и необходима, ибо без нее все бы распалось и разбрелось». Идеалистически рассматривая государство, как фактор просвещения народа, через приобщение его к европейской цивилизации, Соловьев подчиняет свою историческую концепцию политическому идеалу либеральной буржуазии с ее программой реформ, которые содействовали бы превращению феодальной монархии в монархию буржуазную.

В.О. Ключевский считал государство примеряющим звеном между классовыми противоречиями.

Одной из причин образования крепкого государства историки считали сохранение монархии и самодержавия в России. В.О. Ключевский критиковал в лекциях и печатных работах царское самодержавие, его представителей и окружение, но никогда не выступал против основ буржуазно-помещичьего строя, а с конца XIXвека начал поддерживать монархию.

Н.М. Карамзин писал: «Самодержавие есть палладиум России». Он всегда был верным идее, что только самодержавная власть принесет благо России. «Монархическое правление наиболее пригодно для больших государств, а республиканское – для малых». Карамзин рассматривал историю русской земли, как становление единого мощного государства, занявшего свое место в ряду других государств мира. Эта идея проходит красной нитью через все летописи, ее воспринял Карамзин, она пронизывает все его повествование. В работах Н.М. Карамзина читаем: «русский народ, кажется, всегда чувствовал необходимость повиновения и ту истину, что своевольная управа граждан есть великое бедствие для государства. Предмет самодержавия есть не то, чтобы отнять у людей естественную свободу, но чтобы действия их направить к величайшему благу».