А. Дельвиг писал:
Я Пушкина младенцем полюбил,
С ним разделил и грусть, и наслажденье,
И первый я его услышал пенье
И за себя богов благословил.
А. С. Пушкин же писал. что у него никого не было ближе, чем Дельвиг.
Эти люди просвещали Россию, видя ее убогость, они сознательно нарабатывали интеллектуальный капитал, который нельзя продать, утаить, уничтожить. Они первые изящным русским слогом описывали нравы и жизнь различных сословий. Они устраивали громкие читки, читали стихи в салонах Жуковского, Карамзиных, переписывались часто и подробно, не завидовали, радовались успехам друг друга. Не успел Пушкин закончить "Руслана и Людмилу", как молва о том, что "сверчок начинает новую поэму" держала всех в ожидании, добром напряжении.
Прочитав поэму "Руслан и Людмила", Жуковский на ней написал: "Победителю ученику от побежденного учителя".
Эти люди все были разные, но точно разнозвонные колокола или бесчисленные клавиши одного великолепного органа разнесли благозвучие по русской земле. Чувствительный Жуковский, осторожный и консервативный Вяземский, ленивый и добрейший Дельвиг, храбрый и честный Давыдов, насмешливый и плутоватый Яковлев, благороднейший Баратынский, задиристый, вольнолюбивый Пушкин, и среди них худой, неуклюжий, глуховатый, рассеянный, мечтательный, но всеми любимый Кюхельбекер, который учил читать Михаила Глинку, братьев Пушкина. Все они не дожили до 50 лет.
Россия как бы тяготилась ими. Она не успевала переваривать наработанное ими. Гоголь писал: " Люди с обыкновенными силами ничего не сделают подобного. Тут потребно буйство сил". И волею царей один за другим уходили они из жизни, оставив о себе память да печаль поколений. Убит Пушкин, убит Лермонтов, убит Грибоедов, повешены 5 поэтов - декабристов, сосланы лицеисты, среди них - Кюхельбекер, умирает рано Дельвиг, обосновываются в деревне, изолируя себя от общества Вяземский и Катенин.
Вяземский писал, печалясь о смерти Давыдова:
Богатыри эпохи сильной,
Эпохи славной, Вас уж нет.
И вот сошел во мрак могильный
Ваш сослуживец, ваш поэт.
Смерть сокрушила славы наши
И смотрим мы с слезой тоски
На опрокинутые чаши
На упраздненные венки.
Александр Сергеевич Грибоедов одарил общество сгустком мудрости, поговорками, афоризмами, которые перешли в речь народа, обогатили ее, научили все уродливое называть метко и живо. Его трудом в литературе народился негодующий, неуживчивый, недовольный человек.
Михаил Юрьевич Лермонтов с его недюжинным талантом четко видел Россию и себя в ней.
Печально я гляжу на наше поколенье,
Его грядущее или пусто иль темно.
Меж тем под бременем познанья и сомненья
В бездействии состарится оно.
К добру и злу постыдно равнодушны,
В начале поприща мы вянем без борьбы,
Перед опасностью позорно равнодушны
И перед властию - презренные рабы.
17 летний М. Ю. Лермонтов 1831 года 11 июня писал о себе: " Как часто силой мысли в краткий час я жил века ".
А. Герцен писал о Лермонтове: «Мужественная, грустная мысль пробивается во всех его стихотворениях. Надо было обладать беспредельной гордостью, чтобы высоко держать голову, имея цепи на руках и ногах".
Таким образом, Россия познавалась, освещалась и воспевалась талантом и умом поэтов Х1Х века. Но самое главное выразил Пушкин:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Не случайно Гоголь сказал о нем: " Это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через 200 лет".
Так Россия предстала перед миром поэтическим словом, она обогатила мировую культуру.
Вся просвещенная часть общества XIX века бросилась в книжный мир, именно здесь совершался процесс против застоя умственного, против застоя лжи, двоедушия, ограниченности, глупости и лени.
Мир литературы XIX века обширен и велик, и если поэтов еще можно выделить как единое сообщество, то прозаики здесь весьма индивидуальны.
В первой половине XIXвека выразителем идей самодержавия, православия, монархизма и дворянства явилисьЗагоскин Михаил Николаевич (1789 - 1852) и Аксаков Сергей Тимофеевич (1791 - 1859). Целая серия характеров монархической России воссоздана Загоскиным в восьми романах и двадцати комедиях. Восемь изданий при жизни автора выдержало его знаменитое произведение "Юрий Милославский, или русские в 1612 году". Главное достоинство Загоскина в самобытности его характера, в русскости его. Он во всем проводил русское направление и сколько мог восставал против подражания иностранному, особенно это проявлено в другом его романе "Рославлев, или русские в 1812 году".
Неудержимым и очень тонким писателем в показе русской самобытности, помещичьего уклада жизни, самоанализа был Сергей Тимофеевич Аксаков. Его произведение "Семейная хроника" (1856), "Детские годы Багрова внука" - это настоящее, правдивое, углубленное проникновение в русскую духовность, психологию, межчеловеческие отношения.
И наоборот, русский писатель, их современник, Дмитрий Васильевич Григорович (1852 - 1890) сопереживает душевно другую жизнь, жизнь обыкновенного народа, его обыденное существование, его судьбу. Он замечает черты характера целого слоя народа от земли, народа трудящегося, его хождения по мукам, но, вместе с тем, его добродушие, всепонимание.
Сила Григоровича была в том, что он поэтически воспроизводил обыкновенную народную жизнь, заинтересовался фактами и историей жизни простолюдина, показал его естественную жизнь на природе в ее широком проявлении. Недаром А. П. Чехов писал Григоровичу: "Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева, ни Толстого, как не забудут Гоголя. Вымрут и забудутся люди, которых Вы изображали, но Вы останетесь целы и невредимы. Такова Ваша сила и таково, значит, счастье" (т.2, стр.175).
Главные произведения Григоровича - "Деревня", с героиней и образом Акулины, "Антон- горемыка", "Бобыль", "Карьерист", "Гутаперчивый мальчик". Лучшие черты героев Григоровича позднее будут блестяще освещены в прозе Тургенева и Лескова, как порода людей здоровая и непорочная.
Своеобразным, очень одаренным писателем проявил себя Николай Васильевич Гоголь (1809 - 1852). Белинский говорил: "У Гоголя трогательная, поэтическая, льющаяся через край душа". Это помогало ему извлекать юмор из обыденной жизни, поэзию из картин повседневности. И действительно, жизнь в его произведениях представлена как проявление и божьей воли, и людского любопытства, и ярости, несовершенства жизни, и романтическое желание ее совершенствовать. Юмор, сатира, смех Гоголя - это лекарство от недостатков. Чернышевский писал о Гоголе: "Давно уже не было писателей в мире, который был бы так важен для своего народа, как Гоголь для России". Некрасов же писал: "Его преследуют хулы
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья.
Со всех сторон его клянут,
И только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут,
И как любил он, ненавидя.
Жизнь Гоголя словно копия жизни его произведений. То успех, то поражение, то слава, то непонимание. Так было с постановкой "Ревизора". Гоголь писал: "Боже мой, ругают все, все". Даже Щепкин не мог войти в роль городничего. Так было и с "Мертвыми душами" - вспомним сжигание 2 тома.
Но все же, по-настоящему Россию открыли миру, принесли ей известность русские писатели второй половины 19 века. Это целая плеяда литературных гениев, людей высокообразованных, высоконравственных. Их по праву называют "совестью русского народа". Это Островский, Лев Толстой, Тургенев, Гончаров, Чехов, Лесков, Писемский, Бунин, Куприн, Короленко, Салтыков - Щедрин, Достоевский. Они с потрясающей силой показали правду жизни, душу русского человека, драматизм и героизм его истории, сильные и слабые его стороны. Как видите, каждый из названных писателей достоин специальной характеристики, как и их наследие - неотъемлемая часть культуры, причем художественные полотна, развернутые ими, поистине историчны, реалистичны и необъятны.
Александр Николаевич Островский. Его перу принадлежит около 50 оригинальных пьес, многочисленные переводы Шекспира, Сервантеса, Теренция, Гольдони. В своих произведениях автор показал широчайшую картину русской действительности, своеобразную русскую народную речь, зорких, хитрых, наблюдательных и простоватых героев. Неисчерпаемая и красочная галерея образов - это купцы, чиновники, дворяне, мещане, приспособленцы и ремесленники, актеры, выведенные в пьесах. Писатель Гончаров, приветствуя Островского с 35летием его деятельности говорил: "Вы принесли в дар целую библиотеку художественных произведений, для сцены создали свой особый мир. Вы один достроили здание, в основание которых положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь. Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать: "У нас есть свой, русский, национальный театр". Он по справедливости должен называться театром Островского".
Многие еще при жизни называли Островского "Русский Шекспир", так велико его значение в русской культуре. Рождая и творя такие произведения, как "Свои люди, сочтемся", "Доходное место", "Не в свои сани не садись", "Бедность не порок", "Гроза", "Не все коту масленица", "Волки и овцы", "Таланты и поклонники", "Без вины виноватые", Островский рос творчески, обогащался духовно и прозревал поэтически. Он не был догматиком, симпатизировал славянофилам, позднее стал отходить от них, показывает и хочет понять либералов, буржуа, сущность верховной власти, ее предназначение, особенно в кризисные моменты.
В начале 80-х годов XIX века А.Н.Островский, занятый хлопотами о русском театре, был принят во дворце Александром III. во время аудиенции государь поинтересовался, почему в последней пьесе «Красавец-мужчина» он взял такой сюжет. Его смущали сомнительные нравственные основы в поведении героев. «Дух времени таков, Ваше Величество», - почтительно, но твердо отвечал драматург.
Настоящим духовником русского народа был Лев Толстой. Он писал: "Меньшинство нуждается в боге, потому что все остальное у него уже есть, а большинство потому, что ничего не имеет". За 60 лет творческого труда Лев Толстой оставил огромное наследие: романы, десятки повестей, сотни рассказов и сказок, пьесы, трактаты об искусстве, множество публицистических и литературно - критических статей, тысячи писем, несколько томов дневников. Французский писатель Андре Моруа писал: "Никогда еще не было написано ничего более прекрасного, более необходимого людям на земле, чем "Война и мир", "Анна Каренина".
Толстой имел мятущуюся, сложную, страдающую душу. Он верил и разочаровывался, страдал и надеялся, любил мир и показывал войну, любил жизнь и всегда хотел умереть. Он видел больше и дальше, чем другие люди. И перед смертью, как завещание, он оставил запись в дневнике, которую можно назвать предупреждением человечеству (15 сентября 1910 года). Он писал:
опасны люди, которые знают, что делать другим, или что делать с другими людьми ради будущего, тем более, что "заглядывать в будущее - начало сумасшествия, самый глупый человек тот, кто думает, что все понимает"
перестать самому делать прямое насилие, а также готовиться к нему;
не принимать участия ни в каком бы то ни было насилии, делаемом другими людьми, а также в приготовлении к насилию;
не одобрять никакого насилия. Злу должно противиться всякими праведными средствами, но никак не злом;
"Надо делать только то, чего не можешь не сделать, и не требовать от другого, чего он не сможет сделать", «Смысл жизни - во все большим и большим понимании себя и мира».
Творчество Ф.М.Достоевского стало настоящей эпохой не только русской, но и мировой литературы. В своих произведениях он описал страдания «маленького» человека как социальную трагедию, показал его психологическое состояние, глубину человеческой души. Всемирную известность заимели его произведения: «Униженные и оскорбленные», «Игрок», «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы» и другие.
С одной стороны Ф.М.Достоевский отмечал отличительную черту русского народа, его духовное богатство, величие, его способность воспринимать культуру других народов, брать из нее лучшее, мирно жить с другими народами.
С другой стороны, замечал появление в молодом поколении людей с особым пристрастием писал: «Кроме разврата с самых юных лет и самых извращенных понятий о мире, отечестве, чести, долге, богатство ничего не вносило в души этого юношества, плотоядного и наглого. А извращенность миросозерцания была чудовищная, ибо над всем стояло убеждение, преобразившееся для него в аксиому: «Деньгами все куплю, всякую почесть, всякую доблесть, всякого подкуплю и от всего откуплюсь».
Иван Сергеевич Тургенев писал поэмы «Андрей», «Помещик», повести («Ася», «Му-Му»), романы («Рубин», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети»), пьесы («Месяц в деревне», «Провинциалка», «Нахлебник»,). Общественный интерес вызвали его «Записки охотника», где показана красота русской природы, душа русского народа, уродство крепостного права. В произведениях Иван Сергеевич показывал особенности отношения поколений в России того времени, процесс зарождения нигилизма.
Тургенев И.С. понимал, что судьба народа во многом ведет и определяет дух языка, на котором он говорит и в котором скрыта энергия многовековой исторической памяти. В чем же Тургенев видел своеобразие духа русского языка, какова определяющая его особенность? Тургенев в стихотворении в прозе «Русский язык» писал о вере и надежде, которую ему давал русский язык. «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу».
В одном из писем он писал о русском языке «Для выражения мыслей, многих и лучших, он удивительно хорош по своей честной простоте и свободной силе. Странное дело! Этих четырех качеств – честности, простоты, свободы и силы нет в народе, в языке есть. Но если есть в языке – значит будут и в народе». Сомневающимся в будущем России он повторял: «И я бы, может быть, сомневался…- но язык? Куда денут скептики наш гибкий, чарующий, волшебный язык? Поверьте, господа, народ, у которого такой язык – народ великий».
Особое место в плеяде русских писателей XIX века отводится Антону Павловичу Чехову. Начав писать с фельетонов, коротких юмористических рассказов, он создал множество произведений, пьес, водевилей, серьезных крупных сочинений. Он подмечал тонкости и тайники человеческой души, идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием одних, душевное смирение пред пошлостью других, показал жестокость деревенской жизни, тревожную эмоциональную атмосферу предчувствия грядущего. Главный герой А.П.Чехов – рядовой человек с каждодневными делами заботами. Писатель своеобразно сочетал юмор и лиризм и доброту. Его интереснейшие произведения «Скучная империя», «Дуэль», «Дом с мезонином», «В овраге», «Палата № 6», пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры», Вишневый сад» и другие. Антон Павлович Чехов творил в полном соответствии со своим принципом «Краткость – сестра таланта». Он утверждал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли… А праздная жизнь не может быть чистою, правда и красота всегда составляли главное в человеческой жизни вообще на Земле». В обществе А.П.Чехова называли «гением доброты».
Люди творческого труда и мысли не испытывали нужды в их издании. К концу XIX века книгопечатание превращается в самостоятельную отрасль капиталистического хозяйства, улучшена полиграфическая база, ускорен процесс печатания, повышено его качество. Печатается практически вся подготовленная литература: естественнонаучная, техническая, специальная, справочная, учебная, художественная, философская, историческая.
Так, для того периода характерны издательства: Вольфа, выпускающего преимущественно естественно - научную литературу и литературу для юношества. Вторым видным издателем был Солдатенков, выпускавший, в основном, труды писателей - демократов: Белинского в 12 томах, Тургенева и др. Издательство Павленкова специализировалось на выпуске революционной и политической литературы. За 50 лет оно издало 600 названий книг от Энгельса до Писарева. Известность издательство получило, опубликовав 200 биографий деятелей науки, искусства, литературы по типу серии "Жизнь замечательных людей".
В результате конкуренции в издательском деле появились супермонопольные издания, среди них фирма А.Ф. Маркса, ведущая издание и продажу только художественной и русской литературы.
Крупнейшим издателем России 19 века - начала 20 века был Сытин. Он выпускал доступные массовому покупателю брошюры, календари, школьные учебники, научно - популярные книги.
Издательство Суворина выпускало серию, так называемую "Дешевая библиотека". Массовыми тиражами шли сочинения русских и иностранных авторов, книги по искусству, историческую литературу. Суворин имел многочисленное право на торговлю газетами на железнодорожном транспорте и станциях.
Одним из первых в России начал печатать марксистскую литературу издатель Сойкин. У него вышли первые произведения Маркса, Энгельса, Плеханова, Ленина. Издавались журналы «Природа и люди», «Научное обозрение».
С 1898 по 1913 год большое количество сборников и романов выпустило издательство "Знание".
В 1892 году основано издательство "Гранат", знаменитое тем, что в 1901 году выпустило "Энциклопедический словарь" в 58 томах.
Раккер издавал медицинскую, техническую учебную литературу, газету «Врач», журнал «Зодчий».
Кнебель в своем издательстве издавал «Историю русского искусства», наглядные пособие, «Карты по русской истории» и многое другое. Позже создается товарищество «Знание», возникают издательства «Труд» в Москве, «Молот» в Петербурге, «Донская речь» в Ростове на Дону, «Вперед», «Буревестник» в Одессе и другие. В Сибири завоевали авторитет и уважение издатели – Макушин, Миролюбов.
- Предисловие
- Тема 1. Культурология как система знаний. Культура как объект культурологии
- 1. Формирование и становление культурологии, как системы знаний о культуре. Идеи в. Гегеля, о Шпенглера, н. Бердяева, з. Фрейда, э. Тайлора
- 2. Понятия: культура, субкультура, контркультура – диалектика взаимоотношений
- Соотношение между культурой и контркультурой
- Культура
- 4. Основные формы духовной культуры: миф, религия, нравственность, искусство, философия, наука
- 5. Типы культуры, её функции и закономерности развития
- 6. Типы культурных изменений
- Вопросы контроля знаний
- План семинарского занятия к теме
- Тренировочные задания
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 2. Исторические типы культуры
- 2. Теории локальных цивилизаций.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 3. Доосевая и осевая культура локальных цивилизаций
- 1. Архаическая культура
- 2. Доосевая и осевая культура древних локальных цивилизаций
- 3. Культура Востока и Запада
- Вопросы для контроля знаний
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 4. Античность как тип культуры
- 1. Античность – как особый период в развитии Греции и Рима
- 2. Главные виды античного творчества и культуры.
- 3. Правовая культура Древнего Рима.
- Вопросы для контроля знаний.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 5. Культура западной европы в эпоху средневековья
- 1. Средневековая культура и её основные черты и характеристики
- 2. Христианство как доминанта средневековой культуры
- Основные черты христианства
- 3. Основные противоречия и значение средневековой культуры в развитии Западной Европы
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 6. Культура эпохи возрождения и просвещения
- Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.
- Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.
- Наука эпохи Возрождения и Просвещения, открытия и ученые.
- Архитектура и живопись эпохи Возрождения и Просвещения.
- План семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 7. Основные доминанты культуры нового времени. Модернизм. Постмодернизм
- Основные доминанты культуры Нового времени.
- Развитие философского учения о методах познания, законах естествознания, развития общества.
- Бекон разработал учение о методе познания, состоящего из 2 ступеней:
- Чувственные знания и опыт, лежащие в основе других ступеней познания. На этой ступени набираются факты.
- Во все сферы жизни проникают конкуренция, демократия, общественное мнение.
- Основные течения модернизма и их сущность.
- Новейшее время: содержание, тенденции, постмодернизм.
- План семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 8. Культура восточных славян
- 1. Общие исторические сведения о восточных славянах, их обычаях и нравах
- 2. Язычество как религия и образ мышления восточных славян. Христианство на Руси. Религиозный синкретизм
- 3. Письменность на Руси, распространение книги. Устное народное творчество
- 4. Ремесло восточных славян. Архитектура
- 5. Особенности становления российской цивилизации и культуры
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 9. Культура московской руси. Иконопись. Монастыри.
- 1. Особенности культуры Руси XIII века
- 2. Иконопись как особый вид искусства
- 3. Монастыри Руси и монашество
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 10. Русская культура XVII века.
- Особенности XVII века в истории русской культуры.
- 2. Литература, образование, церковный раскол.
- Вопросы для самоконтроля
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 11. Культура петровского времени
- Особенности культуры России начала XVIII века
- 2. Преобразования в области культуры Петра I. Образование.
- Кунсткамера
- Военно-музейное дело
- Ассамблеи
- Художники и картинные галереи
- Архитектура
- Летний сад, военный музей
- Медальерное искусство
- Темы для рефератов и сообщений.
- Вопросы для самопроверки
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 12. Культура россии XVIII века
- Создание Академии художеств и Эрмитажа
- 2. Просвещение в России XVIII века
- 3. Книгоиздательство в России
- 4. Театр в жизни России XVIII века.
- 5. Русская культура во второй половине XVIII века
- Вопросы для семинарского занятия
- Вопросы для рефератов
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 13. Культура россии XIX века
- «Золотой век» русской культуры. Поэзия и проза.
- А. Дельвиг писал:
- 2. Музыка России – мировая симфония
- 3. Театр в XIX веке.
- 4. Искусство и живопись России XIX века
- 5. Видные русские историки и их труды.
- С.М. Соловьев «История государства Российского»
- Н.М. Карамзин «История государства Российского».
- В.О. Ключевский и его исторические лекции.
- Н.И. Костомаров и его исторические изыскания
- Диалектика взглядов русских историков на прошлое и настоящее России.
- Русские историки и культура.
- 6. Меценаты России в развитии культуры
- Павел Михайлович Третьяков – первый Почетный гражданин Москвы.
- Собирательная театральная деятельность Алексея Александровича Бахрушина
- С.И. Мамонтов как государственный деятель и меценат.
- Семейство Щукиных как представители русского купечества и меценатства.
- С.Т. Морозов в политике и театре.
- Братья Рябушинские - предприниматели на Родине и в эмиграции
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Дополнительная литература
- 14. Культура и революция
- 1. Сущность революции, цель, средства, отношение к культуре.
- 2. Декреты советской власти по вопросам культуры.
- 3. Культурная революция, ее цель, пути решения, итоги. Пролеткульт
- 4. Реформирование системы образования в первые годы Советской власти.
- 5. Неоднозначность отношений к революции и дифференциация среди художественной интеллигенции.
- Вопросы для семинарского занятия.
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- 15. Культура в период великой отечественной войны.
- 1. Великая Отечественная война – проверка советского общества на прочность. Причины Победы.
- 2. Культура военного времени как идеологический фронт.
- Эрмитаж в Великую Отечественную войну
- Школа, вузы и наука в годы войны.
- Вопросы к семинарскому занятию
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Тема 16: культура россии второй половины XX – начала XXI веков.
- Содержание понятий «оттепель», «диссидентство», «либеральная демократия».
- Наука и образование в обществе в 60 – 90 годы, направления и итоги.
- 3.Основные характеристики культуры времени перестройки.
- Вопросы для семинарского занятия
- Список обязательной литературы
- Список дополнительной литературы
- Краткий словарь понятий и терминов по культурологи
- Краткий словарь понятий и терминов по истории русской культуры