2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
Понятия общего информационного пространства страны и мирового сообщества
Происходящая в последние годы все большая глобализация экономического пространства, безусловно, базируется на глобализации мирового информационного пространства в результате информатизации технологически развитых и развивающихся стран мирового сообщества.
Анализ тенденций этих процессов показывает, что дело идет к формированию в XXI веке единого мирового информационного пространства, которое будет основано на развитии глобальных информационно-телекоммуникационных систем, использовании унифицированных международных протоколов информационного обмена и методов удаленного доступа к базам данных и знаний различного назначения.
Включенность той или иной страны в это мировое информационное пространство, а также уровень развития собственного национального информационного пространства будут теми двумя важнейшими необходимыми условиями, выполнение которых и позволит этой стране вступить на путь ускоренного научно-технического и технологического развития.
Однако вследствие неравномерности социального и экономического развития, а также в результате отставания в сфере образования, многие страны мира, по-видимому, не смогут обеспечить выполнения этих основных условий и поэтому будут вытеснены на обочину мирового технологического и научно-образовательного пространства и надолго займут место на скамейке аутсайдеров.
Проблема информационного неравенства
Прогнозы специалистов свидетельствуют о том, что глобальная информатизация общества в XXI-м веке существенно усилит технологическую и экономическую дифференциацию между передовыми странами и странами, «отсталыми навсегда». При этом категория развивающихся стран будет все быстрее размываться, так как многие из них перейдут в категорию отсталых стран.
Таким образом, сегодня уже совершенно четко просматривается совершенно новая глобальная геополитическая и цивилизационная проблема — проблема информационного неравенства различных стран мирового сообщества в новой высокоавтоматизированной мировой информационной среде [66]. Эта проблема была сформулирована автором настоящего пособия в 1998 году, а предложения по ее решению были направлены им в ЮНЕСКО для включения в прогнозный доклад «ЮНЕСКО: горизонты 2020 года». Ведь данная проблема является общецивилизационной. Поэтому ее решение должны искать не только национальные лидеры, но и международные организации.
Современное состояние и проблемы интеграции
России в мировое информационное сообщество
По известным причинам Россия длительное время была лишена возможности вхождения в единое мировое информационное пространство и поэтому ее наука, образование, экономика и культура развивались в условиях строгих ограничений в сфере информационного взаимодействия с другими странами, особенно с США и странами Западной Европы. Искусственно созданные по идеологическим соображениям информационные барьеры для научных работников, инженеров и преподавателей по контактам со странами Запада стали одной из главных причин замедления научно-технического прогресса нашей страны, которое стало все более заметно проявляться уже в начале 70-х годов XX века. В последующие годы, несмотря на то, что в развитие технологий, в особенности в оборонных отраслях промышленности, в СССР вкладывались весьма значительные бюджетные средства и привлекались огромные людские ресурсы, наше отставание от мирового уровня технологического развития становилось все более заметным.
В начале 90-х годов XX века в результате перестройки и демократических преобразований российского общества многие информационные барьеры были сняты или же существенным образом ослаблены. Десятки тысяч наших специалистов получили возможность свободно контактировать со своими зарубежными партнерами, входить в состав уже действующих на Западе распределенных творческих коллективов, приобретать зарубежную научно-техническую литературу и информационную технику и даже выезжать в заграничные командировки.
При этом особенно остро выявились те негативные последствия нашей длительной изоляции от мирового информационного пространства, которые стали реальным тормозом на пути интеграции России в это пространство на правах равноправного партнера. Главными из этих последствий являются следующие:
— неразвитость национальной информационной инфраструктуры России и отсутствие в ней собственного единого информационного пространства;
— несоответствие используемых в нашей стране стандартов и протоколов информационного обмена в телекоммуникационных системах и международных стандартов и протоколов;
— недостаточный уровень развития информационной культуры российского общества, прежде всего в области знания иностранных языков, а также правил использования международных автоматизированных информационных систем.
В настоящее время все перечисленные выше проблемы в той или иной степени решаются. Однако темпы и масштабы их решения оставляют желать много лучшего, так как они много ниже соответствующих темпов и масштабов этих процессов в передовых странах.
Русскоязычное информационное пространство России как объект национальной безопасности
Произошедший в 1991 году распад Советского Союза на ряд самостоятельных независимых государств нанес удар по дальнейшему развитию уже сложившегося к тому времени единого информационного пространства этого региона. Разрушились не только традиционные экономические связи России со странами СНГ и Балтии, но также и научно-технические связи, а самое главное — каналы информационного обмена в сфере науки, образования и культуры. А ведь без этого невозможно сохранить на необходимом уровне ту степень экономического, научно-технического и культурного сотрудничества, которая отвечала бы современным требованиям и интересам развития как России, так и окружающих ее молодых независимых государств.
Мало того, в последние 5—7 лет во всех странах «ближнего зарубежья» (за исключением Республики Беларусь и Кыргыстана) проводится весьма агрессивная и целенаправленная политика по вытеснению русского языка не только из государственной сферы, но также из сферы образования, науки и культуры. Достаточно сказать, что даже в современной Армении, которая всегда сохраняла с Россией прочные традиционные научно-технические и культурные связи, около 40% школьников уже не знают русского языка. В Казахстане уже нет ни одной русской школы, а в Киеве количество русских школ сократилось практически в 10 раз.
Проведенные в 1998 году парламентские слушания в Государственной Думе России по анализу состояния русского языка и русскоязычного образования в странах СНГ и государствах Балтии показали, что в этих странах проводится активная и целенаправленная политика по сокращению русскоязычного пространства и замене русского языка английским, немецким, арабским или турецким. В результате этой политики возникли серьезные проблемы с изучением русского языка как в русских, так и в национальных школах стран ближнего зарубежья. Отсутствуют необходимые учебники и методические пособия для преподавателей, не готовятся педагогические кадры, хорошо владеющие русским языком.
Последствия этой недальновидной информационной политики национального сепаратизма нетрудно спрогнозировать. Пройдет еще 7—8 лет, и в ближайшем окружении России вырастет целое поколение людей, не знающих русского языка. И это будет трагедия, это будет информационная катастрофа, от которой пострадают, в первую очередь, сами молодые независимые государства. Пострадают не только их наука, образование и культура, но также и их экономика. Будет нанесен непоправимый ущерб интеллектуальному потенциалу этих стран, а, следовательно, и их обороноспособности и национальной безопасности [68].
Лишая своих граждан возможности изучать и свободно владеть русским языком, современные недальновидные национальные лидеры не только перекрывают им доступ к сокровищам русской культуры, но и резко ограничивают их возможности в области научной и профессиональной деятельности. Ведь при современных объемах новой научно-технической информации практически невозможно осуществить ее своевременный перевод на национальные языки новых независимых государств. Гораздо проще и дешевле было бы обеспечить гражданам этих стран возможность самим знакомиться с необходимой им информацией непосредственно на русском языке. Но ведь для этого русским языком нужно достаточно свободно владеть!
Нельзя забывать также и о том, что сегодня в странах «ближнего зарубежья» проживает около 25 миллионов человек русских, которые в результате распада СССР неожиданно для себя оказались за пределами своей этнической родины. Много проживает в этих странах и таких людей, которые, не являясь русскими по национальности, выросли в русскоязычной среде и поэтому считают русский язык своим родным языком. Драматизм положения этих людей заключается не только в том, что им теперь насильственно, под угрозой различного рода социальных ограничений навязывается изучение государственного национального языка страны пребывания, но также и в том, что они теперь лишены возможности дать своим детям необходимое образование на русском языке, практически оторваны от своей национальной культуры. А это уже нарушение важнейших прав человека.
Таким образом, впервые за всю свою историю русский народ находится сейчас в положении разделенной нации. Решению этой проблемы могла бы служить интеграция стран СНГ и государств Балтии в единое русскоязычное научное, образовательное и культурное информационное пространство [67].
Осуществить такую интеграцию позволяют уже современные средства информатики, информационно-телекоммуникационные сети и информационные технологии.
- К. К. Колин
- Предисловие
- Введение
- Главаi предмет и задачи учебного курса «социальная информатика»
- 1.1.Состояние и тенденции развития курса информатики для системы образования
- 1.2.Современное представление о предмете информатики
- 1.3.Научно-методологические проблемы развития социальной информатики
- 1.4.Современная структура предметной области социальной информатики
- 1.5.Конгресс юнеско о новых принципах изучения информатики в системе образования
- 1.6. Опыт России в изучении курсе социальной информатики в системе высшего образования
- Глава 2роль информации в развитии общества
- 2.1.История развития цивилизации и основные информационные революции
- 2.2.Информатизация общества как глобальный процесс
- 2.3.Современное состояние и перспективы развития информатизации стран мирового сообщества
- 2.4.Информационные технологии -катализатор процесса развития современного общества
- 2.5.Информатизация общества и проблемы образования
- 2.6.Развитие информационного пространства и проблема национальной безопасности
- Глава III информационные ресурсы общества
- 3.1.Виды и классификация информационных ресурсов
- 3.2.Информационная инфраструктура общества
- 3.3.Информационные продукты и услуги
- 3.4.Информационный рынок
- 3.5.Государственная политика в области информационных ресурсов
- 3.6. Правовое регулирование в области информационных ресурсов
- Глава IV информационный потенциал общества
- 4.1.Структура информационного потенциала общества
- 4.2.Информационная техносфера
- Техносферы в развитых странах на 1997 год
- 4.3.Информационно-телекоммуникационные системы и технологии
- 4.4.Информационная культура общества
- Глава vинформационное общество
- 5.1.Основные черты информационного общества
- 5.2.Информационная экономика
- 5.3.Технологии информационного общества
- 5.4.Путь России к информационному обществу
- 5.5.Новая информационная среда обитания
- 5.6. Информационные проблемы национальной безопасности
- 5.7.Информационная безопасность
- 5.8.Информационная война
- Глава VI человек в информационном обществе
- 6.I.Информационный образ жизни
- 6.2.Информационное неравенство
- 6.3.Информационные аспекты творчества и развивающее образование
- 6.4. Информационная свобода личности
- 6.5. Информационная преступность
- 6.6. Проблема информационно-психологической безопасности
- Заключение
- Литература
- Словарь основных терминов
- Глава 1. Предмет и задачи учебного курса
- Глава 2. Роль информации в развитии общества
- Глава 3. Информационные ресурсы общества
- Глава 4. Информационный потенциал общества
- Глава 5. Информационное общество
- Глава 6. Человек в информационном обществе
- Приложение социальная информатика базовая модульная программа учебного курса для системы высшего образования
- 1. Введение
- 1.1. Назначение курса «Социальная информатика»
- 1.2. Ожидаемые результаты
- 1.3. Основные принципы формирования содержания учебного курса
- 1.4. Принципиальные особенности базовой программы курса «Социальная информатика»
- 2. Состав и общая структура программы
- 2.1. Модульная структура программы
- 2.2. Краткое содержание проблемных модулей
- 2.3. Типовая структура проблемных модулей
- 3. Структура и содержание проблемных модулей
- 3.1. Проблемный модуль №1 «Предмет и задачи учебного курса «Социальная информатика»
- 3.1.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.1.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.2. Проблемный модуль №2 «Роль информации
- 3.2.1. Педагогические задачи модуля
- 3.2.2. Основные проблемные блоки
- 3.2.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.2.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3. Проблемный модуль № 3
- 3.3.1. Педагогические задачи модуля
- 3.3.2. Основные проблемные блоки
- 3.3.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.3.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.3.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.4. Проблемный модуль №4
- 3.4.1. Педагогические задачи
- 3.4.2. Основные проблемные блоки
- 3.4.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.4.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.5. Проблемный модуль №5 «Информационное общество»
- 3.5.1. Педагогические задачи
- 3.5.2. Основные проблемные блоки
- 3.5.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.6. Проблемный модуль №6 «Человек в информационном
- 3.6.1. Педагогические задачи
- 3.6.2. Основные проблемные блоки
- 3.6.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.6.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.6.5. Краткое содержание дополнительных проблемных блоков
- 3.7. Проблемный модуль №7 «Информационная цивилизация»
- 3.7.1. Педагогические задачи
- 3.7.2. Основные проблемные блоки
- 3.7.3. Краткое содержание основных проблемных блоков
- 3.7.4. Дополнительные проблемные блоки
- 3.7.5. Краткое содержание дополнительных проблемных модулей
- 4. Список литературы по курсу
- Глава I предмет и задачи учебного курса «социальная информатика» 9