logo search

1.4. Классификация выставок и ярмарок

Вопрос классификации призван помочь участникам сориентироваться в мире ярмарок и выставок и свидетельствует о том, что выставки весьма и весьма неоднородны.

Каждая конкретная выставка, которую можно в большей или меньшей степени отнести к тому или иному типу, обладает в конечном счете собственной индивидуальностью и характерными чертами, которые могут с течением времени изменяться.

В 2001 году опубликована «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», в которой дана следующая классификация выставок:

  1. По географической принадлежности участников: всемирные, международные, с международным участием, национальные, межрегиональные, местные.

  2. По значимости мероприятия – федеральные, межрегионального, местного значения.

  3. По тематическому или отраслевому признаку – универсальные, специализированные.

  4. По территориальному признаку – проводимые внутри страны, на территории других стран.

  5. По времени функционирования – постоянно действующие, временные, краткосрочные.

  6. По отраслям экономики.

Существуют и другие классификации. Ряд авторов предлагает классифицировать выставки как:

Глобальные выставки являются наиболее значительными выставочными событиями определенных отраслей в мировом масштабе. Они вызывают интерес и привлекают как экспонентов, так и посетителей со всего мира.

Европейские – выставочные события европейского масштаба – место встречи участников и посетителей-специалистов из самых различных стран Европы (ЕС, Европейская зона свободной торговли, государства – бывшие члены СЭВ).

Региональные – в связи с объединением Европы выставки, бывшие до сих пор событиями национального масштаба, приобретают значение региональных и позволяют прослеживать развитие рынка того или иного европейского региона. По составу экспонентов и посетителей эти региональные в масштабах всей Европы выставки многоязычные. Такие выставки должны отражать, главным образом, специфику «регионально-европейских» рынков.

Локальные – в европейском контексте местные выставочные события являются существенным фактором воздействия на бывшие крупные региональные рынки той или иной страны. Региональные рынки превращаются в локальные, местные рынки. Участникам и посетителям таких выставок следует еще в больше степени учитывать торговые традиции в данном регионе. Местные рынки складываются, прежде всего под влиянием спроса со стороны широких потребителей или промышленных предприятий.

Украинские исследователи Т.И. Ткаченко и А.И Михайленко предлагают свою классификацию:

Порядок классификации

Виды выставочных мероприятий

Цели проведения

  • торговые

  • информационно-ознакомительные

Частота проведения

  • периодические

  • ежегодные

  • сезонные

Характер предложения экспонатов

  • универсальные

  • многоотраслевые

  • отраслевые

  • специализированные

  • комбинированные

Состав участников

  • региональные

  • межрегиональные

  • национальные

  • международные

По составу участников, месту проведения и экономическому значению различают выставки и ярмарки:

По характеру представляемых экспонентов:

По сроку и способу проведения:

По частоте проведения:

Частота проведения ярмарки / выставки зависит, главным образом, от вида предлагаемой продукции и условий конкуренции.

Кроме того, ярмарки и выставки можно классифицировать по направлению работы:

Международное бюро ярмарок выделяет 10 типов ярмарок в зависимости от их специализации.

  1. Сельское и мелкое хозяйство, а также оборудование, относящееся к этим областям.

  2. Продовольственные товары, предприятия питания, гостиницы и соответствующее оборудование.

  3. Текстиль, одежда, обувь, кожевенное производство и соответствующее оборудование.

  4. Общественные работы (гражданское строительство, отделочные работы) и соответствующее оборудование.

  5. Жилище, быт и соответствующее оборудование.

  6. Здравоохранение, гигиена, техника безопасности, охрана окружающей среды и соответствующее оборудование.

  7. Транспорт и транспортное оборудование.

  8. Информация, средства связи, оргтехника, книжное дело и соответствующее оборудование.

  9. Спорт отдых, досуг.

  10. Торговля и бытовые услуги и соответствующее оборудование.

Для того, чтобы сделать участие в выставке наиболее эффективным, необходимо детально изучить структуру избранной выставки.