История джаза второй половины хх века в ссср
В 50-е годы советские джазовые музыканты пользовались в основном либо чественным, либо зарубежным песенным репертуаром, приспосабливая его аранжировок и импровизаций. В это время из обширного песенного наследия 30-50 гг., выкристоаллизировались и закреплялись в джазовой практике некоторые замечательные мелодии песен советских композиторов – И.Дунаевского, Ю.Милютина, Т.Хренникова, В.Соловьева-Седого, Н.Богословского, Мурадели, А.Островского, А.Эшпая, А.Флярковского. Из произведенийветеранов советской инструментальной джазовой музыки – А.Варламова, А.Цфасмана и др. Наиболее популярными были все те же темы-песни, например, «Неудачное свидание» А.Цфасмана, «Подмосковные вечера» В.Соловьева-Седого и др.
В конце 50-х – начале 60-х гг. советский джаз вышел на новые рубежи. К джазу стали относится как к серьезному виду музыкального искусства, глубокое изучение основ джазовой музыки, пристальное внимание к более современным течениям джаза; возрастающий интерес к фольклору народов нашей страны, овладение профессиональным мастерством игры на инструментах, постижение искусства ансамблевой игры в большом оркестре. Важным было и то, что молодые музыканты пришли к проникновению в тайны сложнейшего искусства импровизации, получившего на джазовом конкурсе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве серебряную медаль и звание лауреата. Общение с зарубежными коллегами стало очень важной вехой в развитии советского джаза.
Рост общественного интереса к джазовой музыке выразился в создании джазовых клубов в Ленинграде /1958 г./ и в Москве /1960 г./ при активном содействии городских комитетов ВЛКСМ. Вскоре джаз-клубы стали открываться в других городах. Эти клубы ставили своей целью создание джазовых ансамблей, выступление в концертах-лекциях, изучение советской и зарубежной джазовой музыки, пропаганду джазовой музыки.
В начале 60-х гг. многие увлекающиеся джазом молодые люди от слушания джаза перешли к музицированию, подчас не имея профессиональной музыкальной подготовки. В этот период родилось много любительских джазовых ансамблей, часто не достигающих высокого уровня мастерства. Со временем от массы любителей стали отделяться наиболее талантливые музыканты, решившие стать профессионалами. Именно в этот период интуитивный процесс постижения джаза сменяется целенаправленным, систематическим подходом к предмету.
В среде композиторов-профессионалов, в Союзе композиторов проявляется все больший интерес к современным формам джазовой и эстрадной музыки. В 1962 году состоялось совещание по вопросам эстрадной музыки, проводил Секретариат Союза композиторов СССР. Возросла роль комиссии эстрадной инструментальной музыки московской композиторской организации, объединившей композиторов, работающих в этом жанре.
Творчество советских композиторов и музыкантов активизировалось благодаря оживлению концертной и фестивальной жизни в советском джазе. Начиная с 60-х гг. и по настоящее время в разных городах и республиках проводятся джазовые фестивали. В Москве фестиваль проходит два раза в год /с 1978 года два раза/. Недели джаза организуются в Ленинграде, Ярославле, Донецке, Новосибирске, Тбилиси… В 1967 году на таллинском фестивале принимали участие также музыканты из Польши, Швеции, США, Финляндии, Швейцарии.
В 1962 году впервые на зарубежный фестиваль выехал советский ансамбль в составе: А.Козлов, А.Товмасян, Н.Громин, А.Буланов, А.Егоров. Выступление ансамбля в Варшаве имело большой успех. С этого момента начались постоянные выступления наших джазовых музыкантов на зарубежных фестивалях, например: группа Г.Гараняна – Н.Громина /в Праге/, «Ленинградский диксиленд», биг бэнд под управлением О.Лундстрема, К.Орбеляна, А.Кролла /в Варшаве и Праге/. Начиная с 70-х гг. география выступления расширяется. Наряду с участием в фестивалях социалистических стран, наши музыканты выезжают в Индию /А.Кузнецов, Т.Курашвили. Н.Левиновский/, в Западный Берлин /«Арсенал» под управлением А.Козлова/, Англию и Италию /трио В.Ганелина/, во Францию /Л.Чижик/, ФРГ /И.Бриль/, в Голландию /Г.Лукьянова/, в США /оркестр под управлением К.Орбеляна/.
В 1974 г. по решению Минкульта РСФСР джазовые и эстрадные отделения открыты в 20 музыкальных училищах РСФСР.
К концу 1970-х годов около 30 джаз-ансамблей было допущено к профессиональной концертной деятельности.
В 1971 г. в стране прошли гастроли Дюна Эллингтона.
В 1973 г. первый фестиваль эстрадной и джазовой музыки в Казани.
В 70-е годы джазовая музыка выходит на филармоническую сцену.
В конце 70-х и начала 80-х гг. интенсивно развились национальные школы советского джаза в различных регионах страны. Особенно заметно это было на Московском джаз-фестивале 1982 г., посвященном 60-летию образования СССР /это был год 60-летия и советского джаза/. У многонациональной школы советского джаза есть свои традиции, своя эстетическая основа. Представлена она сегодня деятельностью таких музыкантов и коллективов как джаз-ансамбль «Каданс» – Германа Лукьянова, джаз-ансамбль «Аллегро» – Николая Левинского, трио Вячеслава Ганелина, ансамблем «Арсенал» – Алексея Козлова, «Мелодия» – ранее возглавляемая Георгием Гараняном, ансамбль Давида Голощекина, биг-бенды Олега Лундстрема, Гунара Розенберга, Константина Орбеляна, Анатолия Кролла. Среди исполнителей можно также назвать пианистов - Леонида Чижика, Игоря Бриля, Бориса Фрумкина, Михаила Окуня, Вигифа Мустафа-заде /Баку/; саксофонистов - Сергея Гурбелошвили, Алексея Зубова, Владимира Чекасина, Георгия Гараняна; гитаристов – Алексея Кузнецова, Николая Громина; трубачей – Виктора Гуссейнова, Юрия Парфенова; тромбонистов – Виктора Бударина, Вячеслава Назарова, Константина Бахолдина; контрабасистов – Виктора Двоскина, Тамаза Курашвили, Сергея Мартынова; ударников – Владимира Тарасова, Александра Симановского и др.; певиц – Татевик Оганесян, Ларису Долину, Ирину Отиеву, Ольгу Пинарс и др.
В Беларуси джаз-оркестр был создан в конце 1939 года, его возглавил эмигрировавший из Польши Эди Рознер – музыкант, композитор, исполнитель джазовых импровизаций. Еще в 1934 году он создал джаз-оркестр Белостоцкой филармонии, который пользовался большим успехом. Эди Рознер был знаком с Луи Армстронгом. Эди Рознера иногда называли «Белым Армстронгом» подчеркивая, выдающиеся способности его как трубача. В конце 1940 г. джаз-оркестр под руководством Эди Рознера выступал с большей концертной программой в Минске, Ленинграде, Киеве и др. В конце 1940 года состоялись успешные гастроли в Москве. Были сделаны записи оркестра с известным исполнителем Виноградовым. Возобновил свою концертную деятельность оркестр после войны в 1944 году. В 1946 г. Эди Рознер был репрессирован. После реабилитации в 1953 г. вновь возглавил работу оркестра. Умен Эди Рознер в 1976 году. /Передача "« обеденный перерыв"»10 октября 1988 г. вел передачу Илья Курган/.
В этот период в репертуар советских джаз-оркестров больше появилось произведений американских композиторов – Д.Макхью, К.Портера, И.Берлина, Г.Миллера и др. Заметнее стало тяготение оркестров к различным жанрам. Музыканты-фронтовики стали ведущими в составе эстрадного оркестра Всесоюзного радио. Им руководил В.Кнушевицкий. Тогда было сделано много записей легкой музыки, написанной Д.Шостаковичем, В.Соловьевым-Седым, М.Блантером, Ю.Милютиным, А.Полонским и др.
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 4.
- Белгосфилармония
- «Класс-клуб ДжазКрафт» ооо
- «Виртуозы сцены»
- «Ковчег»
- Тема 5.
- Наиболее древние образцы народной музыки:
- Календарно-земледельские песни:
- Семейно-обрядовые песни: Родинные, свадебные, причитания, колыбельные песни
- Рекрутские, солдатские, беседно-шуточные песни образный строй белорусской песни
- Тема 7.
- «Академические жанры» музыкального искусства
- Тема 8.
- Этапы развития джаза
- История джаза второй половины хх века в ссср
- Тема 9.
- Из интерьвью в.В. Кing
- Белорусская рок-музыка
- Темы 10,11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.
- Мюзикл как шоу-проект
- Оперетта
- Список литературы
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10.
- Тема 11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.