logo search
kulturol_posobie_Anokhina

Краткий словарь понятий и терминов по культурологи

Абстракционизм - совокупность направлений в изобразительном искусстве XX века, заменяющих натуралистическую, легко узнаваемую предметность свободной игрой линий, красок и форм (сюжет и предмет лишь слегка угадываются, подразумеваются или исчезают вообще). Поэтому иногда абстракционизм называется направление так называемого «беспредметного» искусства». Среди родоначальников абстракционизма — В.В. Кандинский, К.С. Малевич, П. Мондриан.

Авангардизм - совокупное название течений более радикальных, чем модернизм. Их рубеж в изоискусстве в 1910 году обозначили появление кубизма и фовизма.

Аккультурация - процесс частичного усвоения норм и ценностей чужой культуры. Полное погружение в нормы и ценности чужой культуры, означающее, что индивид забыл нормы и ценности своей, называют ассимиляцией.

Ампир - стиль в архитектуре и декоративном искусстве первых трех десятилетий Х1Хв. Для него присущи монументальные формы и богатый декор. Представители в России: А.Н. Воронихин, И.П. Мартос, К.И. Росси, В.П. Стасов, Ф.Ф. Щедрин и др.

Архетип - прообраз, первичная форма, образец. В аналитической психологии К. Юнга понятие архетип соотносится с бессознательной деятельностью людей. Архетип -это врожденные психические структуры, которые являются результатом исторического развития человечества. Согласно Юнгу, архетипы служат питательной почвой творчески-продуктивного, в т. ч. и художественного воображения и фантазии; находят воплощение в сновидениях, мифах, сказках, выступают исходным материалом для художественной литературы и искусства.

Атеизм - безбожие, отрицание существования бога.

Барокко - направление в искусстве конца XVI - середины XVIII вв. Ему свойственны контрастность, динамичность образов, стремление к величию и пышности, совмещение реальности с иллюзией, слиянию искусств: дворцово-парковые ансамбли, опера.

Вера - субъективная убежденность в правоте чего-либо, не основанная на каких-либо доказательствах.

Гармония - эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим смыслом и чувством, называют красотой.

Генезис - происхождение, возникновение; процесс образования и становления развивающегося явления.

Глобальные проблемы современности - совокупность проблем человечества, от решения которых зависит социальный прогресс и сохранение цивилизации: предотвращение мировой термоядерной войны и обеспечение мирных условий для развития всех народов; преодоление разрыва в экономическом уровне и доходах на душу населения между развитыми и развивающимися странами путем ликвидации их отсталости, а также устранение голода, нищеты и неграмотности на земном шаре; прекращение стремительного роста населения («демографического взрыва» в развивающихся странах), предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды; обеспечение дальнейшего экономического развития человечества необходимыми природными ресурсами; предотвращение непосредственных и отдаленных последствий научно-технической революции. Некоторые исследователи включают в их число также проблемы здравоохранения, образования, социальных ценностей, отношений между поколениями и т. п.

Готический стиль (от ит. - готский, варварский) был распространен в Европе XIII -XIV вв. Для него характерны вертикальность композиций, их устремленность ввысь, к Богу, виртуозная деталировка, органическая связь архитектуры и скульптуры, стрельчатые арки, обширные интерьеры с огромными прорезными окнами, украшенными многоцветными витражами, пышный декор с широким использованием золотой краски, резьбы по дереву, резной и раскрашенной религиозной скульптуры.

Гуманизм - прогрессивное направление в общественной мысли, характеризующееся защитой достоинств и крав личности, ее свободного развития, считающее благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемо."; нормой отношений между людьми.

Герменевтика – традиции и способы толкования многозначных или не поддающихся уточнению текстов. 13 эпоху Возрождения герменевтика выступает как искусство перевода памятников античной культуры на язык живой, современной культуры. Философская герменевтики, следуя этой традиции, определяет превосходство понимания над разумом, языка над сознанием. Тем самым подчеркивается возможность реконструирования «жизненного мира» (Э. Гуссерль) прошлых культур с целью понимания смысла отдельных их памятников.

Дадаизм - авангардистское течение (детская лошадка, детский лепет). Они считали свое творчество разновидностью игры, считали произведениями искусства то, что другие выбрасывали как мусор - обрывки газет, битое стекло. Возникнув в разгар 1-й мировой войны в среде эмигрантов из разных стран это движение не имело единой художественной программы. Оно представляло контркультуру, отражало взгляды бунтарской молодежи. Во Франции дадаизм слился с сюрреализмом, в Германии - с экспрессионизмом.

Декаданс (упадок). - течение в искусстве, отмеченное настроениями безнадежности, неприятия жизни, крайнего индивидуализма.

Детерминизм культурный - философская концепция, рассматривающая культуру как относительно автономное образование, независимое от других сфер общественной жизни и играющее решающую роль в общественном развитии.

Динамика социокультурная - изменения или модификация черт культуры во времени и в пространстве в результате воздействия внешних или внутренних сил.

Духовная культура - совокупный творческий опыт человечества, воплощенный в нематериальных элементах, которые существуют в сознании людей, реализуются через их общение и отражают конкретно-исторический уровень развития человечества.

Знак - предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для ее приобретения, хранения, переработки и передачи.

Знание - объективная информация о свойствах объекта, из которой исключено, по возможности, все субъективное.

Золотое сечение - геометрическое, математическое отношение пропорций, при котором целое так относится к своей большей части, как большая к меньшей и всякое тело, вещь, геометрическая фигура, соответствующее такому делению, отличаются строгой пропорциональностью, производят наиболее приятное визуальное впечатление.

Идеал - совершенство; совершенный образец какого-либо объекта, явления, события, процесса с точки зрения конкретного человека или группы людей; высшая цель деятельности.

Идеализация - отвлечение от реальных свойств предметов и явлений и приписывание последним не принадлежащих им признаков совершенства.

Игра - форма свободного самовыражения человека, которая предполагает реальную открытость миру возможного и развертывается либо в виде состязания, либо в виде представления каких-либо ситуаций, смыслов и состояний. Современная культурологическая мысль выдвигает игру в качестве самостоятельной области изучения (И. Хейзинг, Д. Лихачев) и обосновывает сквозное значение игры в развитии основных культурных форм человеческой деятельности: искусства, науки, философии, политики и т.д.

Импрессионизм - (от фр. - впечатление) - течение в искусстве, характеризующееся стремлением передать средствами искусства мимолетные впечатления, богатство красок, психологические нюансы, подвижность и изменчивость атмосферы окружающего мира. Его последователи старались как можно более естественно и непредвзято запечатлеть окружающий мир, в его подвижности и изменчивости. Представители Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, К. Писсаро, К.А. Коровин, Н.Э. Гробарь и др.

Инкультурация - продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры; изучение и передача культуры от одного поколения другим.

Инновация культурная - впервые появляющиеся в данной культуре (обществе) объекты, институты, черты, нормы, ценности и т. п. в результате изобретения или заимствования из других культур.

Инцест – кровосмесительная связь с ближайшими родственниками.

Иррационализм - философское направление, ограничивающее или отрицающее возможность процесса разумного познания действительности.

Искусство - представляет собой специфический род духовного освоения действительности человеком. Появляясь на самых ранних стадиях развития общества, оно постепенно складывается как самостоятельная форма общественного сознания, способ осознания мира и средство духовного развития людей. Искусство отличается полифункциональностью, т.е. выполняет в обществе различные социальные функции: познавательную, гедонистическую (гедонизм - наслаждение), эстетическую, воспитательную, коммуникативную (средство общения) и др.

Канон - система правил, норм, господствующих в искусстве в какой-либо исторический период или в каком-либо художественном направлении и закрепляющих основные структурные закономерности конкретных видов искусства.

Катарсис - (греч. - очищение) - термин античной эстетики, служивший для обозначения одного из сущностных моментов эстетического воздействия искусства на человека - очищение через страдание и сострадание.

Кич - 1) от нем. музыкального жаргона нач. XX в. – по смыслу «халтура»; 2) от нем. удешевлять; 3) от англ. - «для кухни», подразумеваются предметы плохого вкуса, недостойные лучшего употребления; 4) специфическое явление, относящееся к самым нижним пластам массовой культуры; синоним псевдоискусства, лишенного художественно-эстетической ценности и перегруженного примитивными, рассчитанными на внешний эффект, деталями.

Классицизм (от лат. - образцовый) - стиль и направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., ознаменовавшие возвращение к античному наследию как к норме и идеальному образцу. Для этого направления характерны рационализм, нормативность, тяготение к гармонии, ясности и простоте выражения, уравновешенность композиции, стремление к симметрии, пропорции, мере, гармонии.

Код культуры - это совокупность знаков (символов), смыслов, которая заключена в любом предмете материальной и духовной деятельности человека.

Контекст - (лат. – тесная связь, соединение, согласование) общий смысл социально-исторических и культурных условий, которые позволяют уточнить смысловое значение результатов деятельности человека.

Контркультура - часть культуры, противостоящая ценностям и нормам доминирующей (основной) культуры.

Кубизм - авангардистское течение. На первый план выдвинуты формальные эксперименты - конструирование объемной формы на плоскости, разложение сложных форм на простые - куб. конус, цилиндр.

Кубофутуризм - наиболее характерно для русского авангарда. Стремление сложить принципы кубизма (стремление разложить на простые формы) с принципами футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении» во времени). К.С. Малевич.

Культ - вид религиозной деятельности, вид практики духовного освоения мира. Объектом культа выступают осознаваемые в форме религиозных образов силы, господствующие над людьми

Культура - совокупность продуктов человеческой деятельности, мир идей и вещей, искусственно созданный человеком, совокупность созданных людьми духовных и материальных ценностей, определяющих общественную и личную жизнь людей и передающихся из поколения в поколение.

Культурогенез - процесс зарождения материальной и духовной культуры человечества, происходящий в тесной связи со становлением и развитием орудийной деятельности и социальных закономерностей.

Культурология - теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте ее проявлений и сущности, во всем многообразии ее исторических форм и принципов.

Культурная норма - общепризнанное правило или образец поведения и действия.

Магия - (греч. - волшебство, колдовство) - совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность повлиять с помощью воображаемых сверхъестественных сил на окружающую действительность.

Маргинальность - качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них, в результате формируется двойственное самосознание, возникает психическое напряжение и т. д.

Материальная культура - мир вещей и предметов, созданных трудом человека.

Менталитет (ментальность) - мироощущение, мировосприятие, формирующиеся на глубоком психическом уровне индивидуального или коллективного сознания; совокупность психологических, поведенческих установок индивида или социальной группы. Ментальность формируется в недрах культуры под воздействием традиций, социальных институтов, среды обитания и является очень устойчивым образованием, меняющимся медленно и незаметно для тех, кто им обладает

Мировоззрение - совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения.

Миф - особый вид мировоззрения, мироощущения, образное, синкретическое представление о коллективной жизни и явлениях природы. В мифе явления культуры и природы представали в олицетворенной форме. В мифе, как наиболее ранней форме человеческого мировоззрения объединены зачатки религиозного, философского, научного и обыденного сознания. Мифы утверждали определенную систему ценностей, поддерживали и санкционировали определенные типы поведения и тем самым выступали стабилизаторами общественной жизни.

Модерн - стилевое направление в искусстве конца XIX - начала XX вв., для которого характерно использование новых технико-конструктивных средств, свободной планировки, своеобразного архитектурного декора, призванного подчеркнуть индивидуальность каждого здания. Наиболее известный представитель - Ф.О. Шехтель.

Модернизация - изменение, усовершенствование, процесс перехода от традиционного общества к индустриальному. Модернизация подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей.

Модернизм (от фр. - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в. (кубизм, дадаизм, сюрреализм, футуризм, экспрессионизм, абстракционизм, авангардизм, примитивизм и т.д.), для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов.

Натурализм (от лат. - природа) - творческое направление в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино, появившееся в последней трети XIX века в Европе и Америке. Основной смысл — отражение мира без прикрас, с максимальной объективностью. Писатели и художники-натуралисты претендовали на то, чтобы рассказать о человеке все, проявляя повышенное внимание к биологическим сторонам его жизни. Причины поведения людей и особенностей их жизни усматривались натуралистами преимущественно в физиологии. наследственности, расовой принадлежности, а также во влиянии внешней среды.

Ноосфера - (греч. - ум, разум + шар) - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором ее развития. В. И. Вернадский разработал учение о ноосфере как качественно новой форме организованности, возникающей при взаимодействии природы и общества. Для ноосферы характерна взаимосвязь законов природы с законами мышления и с социально-экономическими законами. Эти законы воплощаются в человеческой деятельности как определяющем факторе ее развития, сопоставимом по силе воздействия на природные процессы с геологическими катаклизмами.

Норма (регулятивный смысл) - правило или требование в соответствии с которыми люди строят свое поведение и деятельность.

Обычай - система норм поведения в той или иной сфере деятельности, которая стала; привычной для людей.

Обряд - традиционные действия, сопровождающие наиболее важные события человеческого коллектива. Обряды, связанные с рождением, свадьбой, смертью называют семейными, а связанные с сельскохозяйственными работами (сев, уборка урожая) - календарными.

Постмодернизм - это мировоззрение, характеризующееся переходом к новому витку в развитии культуры, для постмодернизма характерно размывание границ, рамок между формами культурной деятельности. В постмодернизме наблюдается эклектичность и мозаичность форм, стремление соединить несоединимое, смешение художественных направлений и стилей. В эпоху постмодернизма происходит эклектическая интеграция не видов искусства, а искусства и науки, философии, религии. Для постомодерна характерно поверхностное и упрощенное отражение мира.

Примитивизм – совокупность течений опирающихся на «примитивные», первобытные формы творчества.

Прогресс - (лат.- движение вперед) - переход от низшего, менее совершенного уровня к более высокому.

Промискуитет - беспорядочные половые связи, в том числе и между кровными родственниками.

Профессиональная культура - интегративное понятие, отражающее достигнутый в трудовой деятельности уровень мастерства и означающее: творчески-созидательное отношение к труду, способность к принятию решений и их оценке одновременно с двух позиций - конкретно-технологической и социокультурной; формируется на основе конструктивного объединения профессиональной и социальной компетентности.

Рационализм - (лаг. - разумный) - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей.

Реализм (от лат. - вещественный, действительный) - термин эстетики, относящийся прежде всего к литературе и изобразительному искусству. В самом широком смысле это общая установка на изображение жизни в формах самой жизни, такой, какой она реально видится человеку, в более узком смысле - творческий метод, сводимый к определенным эстетическим принципам. В культуре России реализм в его различных воплощениях представлен такими выдающимися творцами, как Пушкин, Толстой, Достоевский, Чехов, Репин, Суриков, Мусоргский, Щепкин, Эйзенштейн и др.

Религия - это совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признававших их людей в единую общность. Религия — вера в сверхъестественное.

Ритуал – определенный порядок действий, которыми совершается или закрепляется обычай.

Род - объединение по общности происхождения нескольких поколений родственников.

Рококо (от фр. - раковина) - стиль в искусстве Западной Европы, преимущественно Франции XVIII в., занимающий как бы промежуточное положение между барокко и классицизмом. Определяющая черта этого стиля - стремление к изяществу, мелкая деталировка формы, прихотливость и вместе с тем уравновешенность декора в интерьерах, яркие и чистые краски в сочетании с белым и золотом, контраст между внешней строгостью зданий и изысканностью их внутреннего убранства.

Романский стиль (от лат. - римский) - самое старое стилевое направление в западноевропейском искусстве X - XIII вв., проявившееся прежде всего в архитектуре и скульптурном декоре, а также в росписях соборов. Сооружения романского стиля отличаются монументальностью и рациональностью конструкций, широким использованием полукруглых арок и сводов, опирающихся на колонны.

Романтизм - широкое идейное и художественное направление в западной и русской культуре, охватившее все виды искусства и гуманитарную науку в конце XVIII - начале XX в. Романтики противопоставили утилитаризму и обезличиванию индивида устремленность к безграничной свободе, жажду совершенства и обновления, пафос личной и гражданской независимости.

Секуляризация — процесс освобождения различных сфер жизни от влияния церкви.

Семиотика - (греч. - знак) - дисциплина, занимающаяся сравнительным изучением знаковых систем от простейших систем сигнализации до естественных языков и формализованных языков науки.

Сентиментализм (от фр. - чувство) - художественное течение в западноевропейском и американском искусстве и литературе во второй половине XVIII в. Для него характерны обращение к идиллическим картинам природы, к «естественной» жизни поселян и вообще «маленького» человека, неприятие какой-либо изощренности и испорченности так называемого «цивилизованного» общества.

Символ - (греч.) - 1) условный вещественный опознавательный знак для членов определенной общественной группы; 2) предмет, действие и т. п., служащие условными обозначениями какого-либо образа, понятия, идеи; 3) художественный образ, воплощающий какую-либо идею.

Символизм - направление в русском и европейском искусстве 1870-х - 1910 - гг. Как течение в искусстве, символизм, затронул, прежде всего, поэзию, сделав акцент на художественном выражении посредством неких намеков, символов, на поисках «скрытых реальностей», находящихся за пределами чувственного восприятия, на ассоциативности и иносказательности, на идее самоценности искусства. Символисты стремились проникнуть в сущность бытия, увидеть сквозь видимую реальность идеальную сущность мира. Поэтика символизма - поэтика условностей и иносказаний, произвольность ассоциативных связей. В России его представляли: в поэзии - Александр Александрович Блок; в живописи - Михаил Александрович Врубель; в музыке - Александр Николаевич Скрябин.

Синергетика - междисциплинарное направление научных исследований, ставящее в качестве своей основной задачи познание общих закономерностей и принципов, лежащих в основе процессов самоорганизации в системах самой разной природы, в том числе и социокультурных. Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем и открывает новые принципы управления ими.

Синкретизм - (греч. - соединение, объединение) - слитность, нерасчлененность, характеризующая первоначальное, неразвитое состояние чего-либо.

Социализация - определяется как процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данном обществу, социальной общности, группе.

Социокультурный анализ - метод междисциплинарного изучения сложных процессов жизни общества, основанный на историко-аналитических, социологических, социально-философских подходах. В рамках социокультурного анализа культура исследуется в соотнесении с социальным пространством, которое рассматривается в широком смысле слова как вне-природная, связанная с человеческой деятельностью реальность.

Социокультурный мир - исторически возникший тип культуры, особенности которого обусловлены специфическими для него представлениями о мироздании, человеке, условиях его бытия и связанными с этим представлениями и формами общественной жизни.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

Сюрреализм - течение, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидения, галлюцинации). Методом сюрреализма стал психический автоматизм, разрыв логических связей, заменяемых субъективными ассоциациями, искусственным сближением удаленных друг от друга реальностей. Сюрреализм «бьет» на эффект абсурдного, несоединимого, провозглашаемого «сверхреальным». Основная черта сюрреализма - парадоксальная алогичность сочетаний предметов и явлений, которым придавалась предметно-пластическая достоверность. Отказываясь от привычной обыденной логики, сюрреалисты стремились достичь новых впечатлений в том числе с помощью метода свободных ассоциаций.

Текст - (лат. - ткань, соединение) - последовательность символов, образующих сообщение.

Техника — совокупность созданных человеком инструментальных средств, артефактов и способов, механизмов осуществления любой деятельности, обогащающих и совершенствующих содержание человеческой жизни, расширяющих взаимоотношения человека с окружающей средой.

Технология — способ, механизм осуществления любой деятельности, любого действия и поведения.

Технократизм — стиль мышления и действия, ограничивающий содержание техники и технологии только технико-технологическим смыслом, не учитывающий (и даже игнорирующий) гуманистические и социокультурные смыслы техники и технологии.

Техногенность - выдвижение техники и технологии на первый план, их приоритетное, господствующее место в системе накопленных человечеством ценностей, составляющих духовное, культурное содержание цивилизации.

Традиция - показатель, способ существования культурного наследия, верность культурному и социальному наследию, установка на сохранение опыта, ценностей, обычаев, обрядов, отношений.

Философия - это мировоззрение, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру и человека к человеку. Философия - форма познания наиболее общих, всеобщих оснований бытия. Характерные признаки философского мировоззрения — универсализм и субстанционализм, т.е. стремление выявить первопричину всего.

Фовизм - (дикий с фр.) - течение во французской живописи, существовавшее 1905 -1907 гг. (А. Маттис, A. Mapи др.). Фовистов объединило стремление к эмоциональной силе художественного выражения, интенсивности открытого цвета и ритма.

Футуризм - авангардистское направление в искусстве 1910-х - 1920-х гг. в основном в Италии и в России. Отрицали традиционную культуру, наследие прошлого, культивировали эстетику урбанизма, машинной индустрии. Его последователи стремились отразить динамизм современной машинной цивилизации, воспевали технический прогресс, войну, насилие, жизнь больших городов, что сводилось в живописи к хаотическим комбинациям плоскостей и линий, дисгармонии цвета и формы, а в поэзии - к «заумности», насилию над лексикой и синтаксисом. Футуристы призывали перенести центр тяжести с изображения человека на изображение его материально-технического окружения. Для живописи характерны сдвиги, наплывы форм, многократные повторения мотивов. Для литературы - переплетение документального материала и фантастики, языковое экспериментирование (В.В.Хлебников, В.В. Маяковский, И. Северянин).

Ценность — фиксированная в человеческом сознании характеристика отношения объекта к человеку или человека к объекту. Объект имеет ценность, если человек видит в нем средство для удовлетворения своей потребности. Ценностью является не объект сам по себе, а его свойство удовлетворять ту или иную потребность человека: физическую, духовную, социальную.

Цивилизация - это 1. синоним культуры; 2. уровень, ступень развития, материальной и духовной культуры; 3. хозяйственно-технические и социально-политические сферы предметной деятельности людей, ограниченные временными и пространственными рамками; 4. крупные межнациональные сообщества людей, объединенных общими духовными ценностями, имеющие устойчивые черты социально-политической, экономической и культурной жизни и развивающие у своих представителей психологическое чувство принадлежности к данному сообществу.

Циклизм - концепция социокультурной динамики, подчеркивающая многообразие и уникальность культур и цивилизаций, их не сводимость друг к другу, циклический, а не линейный характер развития, невозможность движения в одном направлении и к единой цели. В основе этого подхода заложена идея о периодическом повторении жизненных событий подобно природным циклам. Концепции циклического развития утверждали дискретность (прерывность, раздельность) развития, обратимость культурных процессов.

Эволюционизм — концепция социокультурной динамики, признающая последовательность и необратимость изменений в культуре от простого к сложному. В рамках эволюционизма развитие человеческой культуры рассматривалось как непрерывный линейный процесс, направленный лишь вперед и вверх.

Эзотерический (внутренний) - тайный, скрытый, предназначенный для посвященных, в религиозном, мистическом смысле означает духовное развитие, путь становления сознания; относится к религиозным образам, мистическим учениям, магическим знакам;

Экзотерический (внешний) - не представляющий тайны, открытый, предназначенный для всех.

Экспрессионизм - ( с лат. - выражение) - течение в искусстве, провозгласившее основной его целью не передачу впечатлений от действительности, а пропущенное через личность художника изображение ее трагической и хаотической, враждебной человеку сути. Это течение противостояло натурализму и импрессионизму. Наиболее ярко проявился в культуре Германии и Австрии.

Этнос - (греч. - народ, племя) - исторически сложившаяся устойчивая группа людей (племя, народность, нация), говорящих на одном языке, признающих свое единое происхождение, обладающая единым укладом жизни, комплексом обычаев, традиций и отличающаяся всем этим от других народов. Культурная общность членов этноса обусловливает единство их психического склада.

Язык - система знаков, с помощью которых совершается человеческое общение, мышление и самовыражение. Это средство познания мира, создания, хранения, переработки и передачи информации. Сущностью языка является то, что он расчленяет мир на дискретные понятия, т. е. присваивает отдельным элементам мира определенные значения и особым образом их классифицирует.

Язык культуры - категория культуры, характеризующая коммуникативные особенности человеческого общества. Существуют такие языки культуры как вербальный, жестовый, графический, формализованный.