logo search
Культур(пособ

3.2. Культура Древнего Египта

Древнеегипетская культура по сей день остается одной из самых таинственных и загадочных культур древности. Несмотря на то, что история сохранила многочисленные памятники ее искусства, древнейшие египетские тексты, по которым можно судить об устройстве древнеегипетского государства, стиле жизни и господствующих ценностях, феномен закрытости и таинственности древнеегипетской культуры сохраняется.

Одна их древнейших мировых цивилизаций зародилась в восточной Африке, в долине Нила в 4 тыс. до н.э. Сами египтяне называли свою страну «Та Кемет» (черная земля). Древнегреческий историк Геродот называет Египет «даром Нила», поскольку именно Нил служил основой всей хозяйственной деятельности Египта.

Мифологические воззрения древних египтян изначально связаны с обожествлением сил и явлений природы. Среди наиболее значимых следует назвать культ солнца. Солнце почиталось в разных его ипостасях: как восходящее солнце – Хапри, Хепрер, солнце в зените – Ра, перед закатом – Атум и т.д. В древнейший период культуры Египта прочитался так же Птах (бог воды, земли, мирового разума, земным воплощением его считался священный бык Апис), Нун (бог водного хаоса), Шез(бог воздуха) и его жена Тафнут. Они создали Геба (бога земли) и Нут (богиню лета), а те, в свою очередь, Осириса, Исиду, Сета, Нефтиду и др.

В зрелой культуре Египта особо почитаем культ Осириса. Он считался древнейшим царем Египта, который и научил египтян цивилизованному образу жизни. Из-за зависти Осирис был подло убит родным братом Сетом, однако спасен (собран по кусочкам) женой Исидой. В итоге, не пожелав оставаться по-прежнему владыкой Египта, Осирис удаляется в подземный мир, где становится владыкой царства мертвых. В мифологии египтян Осирис воплощал идею вечно “умирающей и воскресающей” природы.

Особую значимость культу Осириса придает то, что смерть как переход в вечность, заупокойный культ, связанный со страстным желанием бессмертия, являются основой и стержнем ценностной системы древних египтян, сущностью их мифологических представлений.

В первобытной культуре смерть и загробное существование не осмыслялись как важнейшая проблема. Мифологические тексты разных народов демонстрируют примерно одинаковую идею: смерть совпадает с рождением в ином мире, все что есть, каким то образом всегда уже было, следовательно, нет страха смерти, нет и культа смерти. На Древнем Востоке такие представления существенно меняются: проблема смерти и бессмертия осмысляется, обсуждается, со смертью сопряжено большое количество обрядов и верований. Особенное место в оформлении заупокойного культа принадлежит Египту. Если собрать воедино все аспекты жизни древних египтян, связанные со смертью и загробным существованием, окажется, что древнеегипетская культура обслуживала смерть едва ли не более чем жизнь. Этому посвящена мифология и искусство, даже воспитание древнего египтянина с детских лет можно рассматривать как подготовку к смерти (главное в жизни - быть достойным смерти и быть похороненным согласно обряду). Очевидно, что египтянин видел себя в своем посмертном существовании за пределами человеческой природы и человеческих законов. Он надеялся на блаженство загробной жизни и эту надежду выражал в заупокойном культе.

Как считали древние египтяне, у каждого человека есть бессмертный двойник Ка, который после смерти человека путешествует в мир мертвых. Через 70 дней после захоронения (если похороны произведены при соблюдении всех правил) Ка отправлялся в страну вечности. О пути в мир мертвых и подстерегающих там ловушках и преградах египтянину повествовали «Книга мертвых», «Книга о вратах» и др.

Если путь был пройден успешно, то египтянин попадал в чертог «обеих истин», посреди которого на троне сидел сам Осирис. Совершался суд над вновь прибывшим, который должен был отвечать на вопросы богов-судей; перечень этих вопросов и ответов составлял, по сути, свод жизненных правил египтян. Естественно, перечень предлагаемых вопросов и возможных ответов тоже был известен заранее (так, перечисление наиболее страшных земных преступлений, в которых нужно было покаяться в царстве Осириса можно было найти в знаменитой “Книге мертвых”). Истинность ответов на вопросы фиксировали специальные весы, на одной чаше которых помещали сердце умершего, на другой – страусовое перо богини истины Маат. В случае неблагоприятного приговора суда царства мертвых испытуемый заканчивал свое существование в утробе страшного чудовища Амелит (пожирательница).

Художественная культура Древнего Египта

Рассмотрение культуры древнего Египта было бы неполным без обращения к древнеегипетскому искусству, отражающему строй и ценностные предпочтения жизни египтян. Для искусства Египта характерна связь с мифом, магией (синкретизм), строгое следование канону (совокупность правил и принципов создания произведений искусства, которые строго обязательны для исполнения), монументальность и возвышенность, сдержанность и четкость, символизм. Главная идея его образов – культ смерти и вечности, поиск вечного и неувядающего в быстротекущем потоке жизни.

Египетское искусство интересно своими прекрасными памятниками. Египет первый в мире дал культуре монументальную каменную архитектуру, реалистичный скульптурный портрет, ремесленные изделия высокого художественного мастерства.

Еще со времен раннего царства ведущее место в искусстве Древнего Египта заняла архитектура. Особое значение имеют пирамиды, служившие усыпальницами фараонов. Однако только этой функцией значение пирамид не ограничивается: пирамиды можно воспринимать своеобразными символами древнеегипетской культуры, «вместилищем» ее разнообразных знаний, совокупностью ее мировоззренческих представлений. Постепенно пирамиды превратились в целые погребальные комплексы, которые состояли непосредственно из пирамиды - усыпальницы фараона, окружавших ее усыпальниц знатных вельмож, заупокойного храма у самого берега Нила, связанного с пирамидой длинным коридором.

Первоначальна - “ступенчатая пирамида”; первое сооружение такого типа – усыпальница фараона III династии Джосера в Саккаре (созданная зодчим Имхотепом). Наиболее яркие среди погребальных построек для фараонов в эпоху древнего царства - знаменитые пирамиды в Гизе (Хеопс, Хефрен, Микерин). Самая значительная по размерам – пирамида Хеопса. Формы и пропорции пирамид отработаны, точны, четки и лаконичны и, тем самым, предельно выразительны. Конструкции и соотношения всех частей пирамиды основаны на пропорциях “золотого сечения” (так, пирамида Хеопса имела 146,6 м в высоту, а длина каждой стороны ее квадратного основания – 233м.).

Рядом с заупокойным храмом пирамиды Хефрена находится уникальное произведение древнеегипетского искусства – Большой сфинкс (около 60-ти метров в длину). Он изображает фараона (возможно, Хефрена) в образе льва с человеческой головой в царском платке. Высеченная в основной своей части из выдававшегося скального выступа, фигура дополнена с боков и спереди (лапы) кладкой из блоков того же известняка. Монументальностью пропорций и масс, статикой позы, величавостью образа Большой сфинкс вторит всему ансамблю пирамид. Сфинксы значительно меньшего размера были установлены по сторонам двух прямоугольных входов в нижний заупокойный храм Хефрена.

Пирамиды эпох среднего и нового царства гораздо менее грандиозны. Они выполняются не только меньших размеров, но непрочны и их конструкции, строительный материал. Возводятся они не сплошной каменной кладкой, а лишь из кирпичных пересекающихся стенок. В пространстве между этими стенами специально оставленные пустоты засыпали обломками камня, щебнем и песком. Даже облицовка известняковыми плитами, соединенными друг с другом деревянными креплениями, не спасла пирамиды от быстрого разрушения.

В период нового царства вновь изменилось построение гробниц фараонов. Начиная с фараона XVIII династии Тутмоса I, все цари стали устраивать для себя усыпальницы в ущельях и обрывах долины, называемой в наши дни “Долина”, или “Врата царей” (например, знаменитая гробница фараона Тутанхамона, умершего в детском возрасте). От гробниц окончательно отделились заупокойные храмы, представляющие собой зачастую тщательно скрытые тайники-сокровищницы. Примером крупных, отделившихся от гробниц храмовых комплексов могут служить храмы в Карнаке и Луксоре (для них характерны большие гипостильные залы, перед фасадом – огромный парадный двор, грандиозные колонны в виде массивных четырехгранных столбов).

Особое место в искусстве Древнего Египта занимала скульптура. Формирование ее основных канонов, сюжетов и техник так же происходило в ранние эпохи, в частности, в эпоху Древнего царства. Стиль скульптуры Древнего царства сложился на основе заупокойного культа с его строгим требованием соблюдения портретного сходства, спокойствия и равновесия поз, фронтальной постановки фигур, величавой торжественности образов. Скульптура в значительной степени подчинялась архитектуре (статуи не были рассчитаны на рассматривание их с разных сторон, они прислонены спиной к плоскости стены).

Каноны скульптурного творчества запрещали случайные позы скульптуры. Так, например, характерна прямо стоящая или сидящая фигура мужчины. У спокойно прямо стоящей фигуры мужчины (поза «путника») левая нога выдвинута вперед, руки или опущены вдоль тела, или же одна из них опирается на посох. У сидящих фигур - так же фронтальная постановка: близко сдвинуты и сомкнуты колени, одна или обе руки лежат на коленях. Женская фигура обычно стоит с сомкнутыми ногами. Правая рука опущена вдоль тела, левая лежит спереди на талии. Передача спокойных, устойчивых даже величавых поз отражала идею “торжественного предстояния перед вечностью”.

Древнеегипетские статуи раскрашивались, глаза их инкрустировались светлым и темным камнем. Наиболее яркие примеры – статуя фараона Джосера, изваяние из диорита фараона Хефрена, статуи жрецов Каапера, Ранофера и т.д. Своеобразие портретной пластики заключалось в том, что тела зачастую идеализировались, а сходство лица скульптуры с оригиналом исполнялось более реалистично. Лица могли быть в разной степени индивидуализированными, но выражение их всегда спокойно, замкнуто, отрешенно.

Реформа Эхнатона периода Нового царства не прошла бесследно для египетской культуры. Наиболее полное свое выражение она нашла в искусстве этого периода, которое наполняется светскими мотивами, становится более живым, интересующимся чувствами простых людей, показывающим фараона не живым воплощением божества, а простым человеком (например, произведения живописи “Дочери Эхнатона”, “Эхнатон с женой”, голова Нефертити, скульптора Тутмоса и т.д.). Эти новые сюжеты во многом противоречили древнему каноническому, статичному и монументальному искусству. И хотя после смерти Эхнатона вновь усиливается преобладающая значимость сакрального искусства, в противоположность светскому, в нем все явственнее проступает этический элемент, появляются вольнодумные настроения.

В целом, искусство Древнего Египта синкретично; оно может восприниматься как особый способ материализации сложного цельного мировосприятия древней культуры.

Особенностью художественного мышления египтян с древнейших времен стало выработка канона художественного творчества (канон пропорций, цветов, расположения тел на плоскости и т.д.) и строгое ему следование. Впервые в истории человечества канон становится в Древнем Египте главным принципом художественной деятельности. Истинный художник признается мастером только при условии владения всеми основами канона. Истинное произведение искусства только тогда значимо, когда оно не выходит за рамки канона, т.е. следует истине, сформулированной еще в глубокой древности. По мнению древних мастеров, только канон давал возможность гармоничного сочетания всеобщего (истины) и индивидуального начала в произведении искусства, сочетания незыблемого миропорядка и текучего изменяющегося мира.

Изучение древнеегипетской культуры продолжается вот уже много лет, но до сих пор остается неразгаданной тайна её спокойного величия, грандиозности и какой-то “космической” отрешенности. Вот уже два тысячелетия как древнеегипетская культура «канула в Лету», но ее символы - вечные пирамиды - продолжают взирать на нас и нести идеи гармонии, стройности, суровой простоты как основ истины и красоты. В древнеегипетском искусстве наиболее полно отразились великие философские идеи, исповедуемые восточными культурами – бренность земной жизни и величие, незыблемость вечности. Древнеегипетские жрецы говорили: “Земная жизнь коротка. Дома, в которых мы живем – это гостиницы. Подлинное жилище человека – это гробница, дом вечности, где он будет обитать миллионы лет. Если хочешь быть бессмертным, позаботься о своей гробнице”. Перефразировав эти слова, можно сказать, что великая древнеегипетская цивилизация, «позаботившись о своей гробнице» оставила нам в наследство свою грандиозную культуру, в котором она будет жить миллионы лет.