logo search

1.2. Особенности современного состояния и развития выставочной деятельности в России

Выставочная деятельность давно уже стала носителем новых предпринимательских ценностей. Ведь без искусства продавать производимый товар бессмысленной становится сама трудовая деятельность.

В 80-е годы наметилась революционная метаморфоза роли торговых ярмарок-выставок, в результате которой они из места встречи для заключения коммерческих сделок превратились в поле предпринимательских контактов в широком смысле слова.

Постепенная трансформация института ярмарки-выставки в России из сферы узкоторговых отношений, из средства презентации товаров с целью их непосредственной продажи и представления ассортимента с помощью образцов в сферу многоплановых коммуникаций и в средство глобальной международной коммерческой коммуникации сделала их ареной острой конкурентной борьбы, где центр тяжести участия определился в области широкого делового общения и пропаганды фирменной индивидуальности экспонента.

Специалисты Института защиты инвесторов в Москве проанализировали работу выставочных комплексов и выявили некоторые зависимости, в частности, зависимость бюджетных поступлений от места проведения выставки. Например, в Москве. Если за 100 % взять аренду стендов, то значительная часть средств в бюджет поступает от других направлений, связанных с работой выставочного комплекса. Кроме того, для предприятий выведена зависимость экспорта от участия в выставках. С ростом процента продаж, возникших в результате участия в выставках, растет и доля экспорта.

Вторая зависимость - это эффективность участия в выставках от размера фирм. Сделан анализ предприятий малого бизнеса, не акцентируя внимание на крупных предприятиях. Чем меньше фирма, тем больший эффект она получает от участия в выставках. Таким образом, можно сказать, что выставки формируют рынок, дают участникам возможность презентации и формирования образа, обеспечивают личный контакт с целевой аудиторией потенциальных покупателей.

Выставки стали источником информации о рынке, представляют возможности для его изучения. Результаты зарубежных исследований показывают, что затраты предприятий на заключение контракта через выставки в 3-4 раза меньше, чем достижение того же результата иными маркетинговыми способами. Поэтому во всем мире, в том числе и в России, выставочная деятельность является одним из самых эффективных двигателей экономики и одновременно одним из важнейших индикаторов ее состояния.

Выставочную деятельность освещают довольно много различных изданий. Это журналы "Партнер", "Регион", "Экспомир", "Выставочное обозрение", "За рулем", "Российская Федерация сегодня", около пятидесяти газет. Основные газеты - "Удача. Бизнес", "Российская газета", "Экономическая газета", "Аргументы и факты".

Актуальность проведения выставок и ярмарок подтверждается на выставках "Регионы России". Если в 1997 году на первой выставке, на площади 1,5 тысячи кв. метров было представлено четыре региона и 60 предприятий, то в ноябре 1999 года на выставке представили свою продукцию 723 предприятия, фирмы и ассоциации из 49 регионов федерации. Разместилась она на 7 тысячах кв. метров. Динамика остается прежней. Привлекательным условием многие назвали возможность участия в деловой программе, которая включает конференции, круглые столы, конкурсы, учебные и культурные мероприятия.