Тема 8.
Джаз – явление музыкальной культуры ХХ века первоначально родившийся из сплава различных фольклорных течений американского континента танцевальной, песенно-бытовой и ритуальной музыки, американских негров и американцев испанского происхождения. Будучи помноженным на особенности народной и бытовой музыки различных национальных культур, джаз претерпел изменения, появились новые формы джазовой музыки, в чем-то сходные, а в чем-то значительно отличающиеся от американского джаза.
Истоки джаза в блюз и рэгтайм – явление «внеевропейского» происхождения. История джаза в Европе начинается двумя десятилетиями позже, чем в Америке. Если специфика «рэгов» сравнительно быстро /20-30 гг./ была освоена Европой, так как гармоническая основа их близка к европейским образцам, то народная блюзовая интонационность становится достаточно привычной для европейца гораздо позже.
Джаз, в целом, - уже не столько жанр и не стиль, а разновидность музыкально-импровизационного искусства, в котором сплавились традиции музыкальных культур крупных этнических регионов – африканского, американского, европейского и азиатского.
Чем же характеризуется джаз? В чем его отличие от профессиональной, «классической» музыки?
Прежде всего – основополагающая роль ритма, ритмики, отличающейся предельной сложностью, постоянные мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, повторность коротких мотивов и перекличка голосов /вопрос – ответ/, напряженное насыщенное звучание, использование широчайшего спектра тембровых красок и звукоподражательных элементов. И самое главное – отличие от профессиональной музыки, фундамент которой нотация, в джазе определяющим началом является сольная или коллективная импровизация и игра на слух, что требует высочайшей виртуозности. Импровизационное начало, допускает широкое варьирование ритмических, мелодических и тембровых рисунков в рамках предусмотренной структурной схемы пьесы.
Музыкальная импровизация – самый древний вид музыкального искусства. История началась с импровизации.
Джазовое произведение в простейшем своем виде имеет следующее строение: тема – импровизация – тема. Образующаяся композиция, кроем редких исключений, - результат коллективного труда: тема может быть написана одним автором, аранжировка – другому, а импровизация в партиях солистов и ритм-секции - нескольким исполнителям. Таким образом, большая роль принадлежит и импровизации исполнителей, хотя роль композитора-творца чрезвычайно велика, прежде всего в создании ярких джазовых тем.
Композиция большинства джазовых пьес напоминают вариационную форму: в начале весь оркестр играет тему, затем идет ряд вариаций - импровизаций, точно следующих гармоническому плану и структуре темы, а в конце опять проводится тема
Джазовая импровизация – разновидность коммуникативной ситуации. Существует носитель информации – приемник. Этап раскодирования после адаптации в теме. Задача импровизатора донести художественную идею, смысл.
Наряду с джазовыми существуют широко эстрадные оркестры и ансамбли (под влиянием джаза), но, в отличие от джаза характеризуется большей простотой и мелодичностью, отсутствием импровизационности в исполнении.
Развитие джаза связано с такими широко известными именами:
Луи Армстронг – трубач, саксофониста Паркер, Дюк Эллингтон, Джон Колтрейн, Майкл Дэвис – трубач, Чик Кориа – пианиста, Элла Фиуджеральд, джаз-оркестры Вуди Германа, композитор Дж. Гершвина.
Гила Эванса
Бенни Гудмана
Дюна Эллингтона
Джаз – вид профессиональной музыки. Имеет два основных стиля.
Новоарлеанский стиль – коллективная импровизация /кларнет, тромбон, на фоне их д____ аккомпанимента ударных, банджио.
Чикагский стиль – сольная импровизация.
- Тема 1.
- Тема 2.
- Тема 4.
- Белгосфилармония
- «Класс-клуб ДжазКрафт» ооо
- «Виртуозы сцены»
- «Ковчег»
- Тема 5.
- Наиболее древние образцы народной музыки:
- Календарно-земледельские песни:
- Семейно-обрядовые песни: Родинные, свадебные, причитания, колыбельные песни
- Рекрутские, солдатские, беседно-шуточные песни образный строй белорусской песни
- Тема 7.
- «Академические жанры» музыкального искусства
- Тема 8.
- Этапы развития джаза
- История джаза второй половины хх века в ссср
- Тема 9.
- Из интерьвью в.В. Кing
- Белорусская рок-музыка
- Темы 10,11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.
- Мюзикл как шоу-проект
- Оперетта
- Список литературы
- Тема 2.
- Тема 3.
- Тема 4.
- Тема 5.
- Тема 6.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Тема 10.
- Тема 11.
- Тема 12.
- Тема 13.
- Тема 14.