logo search
ИСТОРИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ XIX ВЕКА

14. Пейзажная живопись передвижников

Эстетика нового реалистического пейзажа второй половины ХIХ в. Критическое переосмысление традиций академического и позднеромантического пейзажа. Новый идеал красоты и вдохновения в обыденных, повседневных проявлениях, неброских привычных видах родной природы. Особая эмоциональность и передача настроения в пейзажных образах.

Лирический русский пейзаж. А.К. Саврасов. «Вид в Ораниенбауме». Поездка на Верхнюю Волгу и появление картин «Грачи прилетели» и «Разлив Волги под Ярославлем». Педагогические труды Саврасова. Продолжатель его традиций Ф.А. Васильев. «Вид на Волге. Барки». «Оттепель». «Мокрый луг». «Болото в лесу. Осень». «В крымских горах».

Эпическое звучание пейзажей И.И. Шишкина. «Рожь». «Полдень. В окрестностях Москвы». «Корабельная роща». «Среди долины ровныя…». «Дубовая роща». «Дождь в дубовом лесу». «Утро в сосновом бору».

А.И. Куинджи - непревзойденный мастер цвета и света в пейзаже. «Вечер на Украине». «Ночь на Днепре». «Березовая роща». «Радуга».

В.Д. Поленов. Патриархальный городской и усадебный пейзаж. «Московский дворик». «Бабушкин сад». «Заросший пруд». Сочетание пейзажа с евангельскими сюжетами. «На Тивериадском (Генисаретском) озере». «Христос и грешница».

Творчество И.И. Левитана - завершение исканий пейзажистов-пере­движ­ни­ков. Мастерство камерного лирического этюда в ранних работах Левитана. «Осенний день. Сокольники». Зрелый период творчества мастера. Импрессионистические элементы в трактовке видимого мира. Пейзаж-настроение и философский пейзаж в творчестве художника. «Вечер. Золотой Плёс». «После дождя. Плёс». «Золотая осень». «Тихая обитель». «У омута». «Март» «Летний вечер». «Сумерки. Стога». «Владимирка». «Над вечным покоем». «Тишина». «Озеро».