logo search
УМК История кино

Киноискусство в системе координат современной культуры

3.1. Эстетика – философская наука о сущности общечеловеческих ценностей, их рождении, бытии, восприятии и оценке, о наиболее общих принципах эстетического освоения мира в процессе любой деятельности человека и прежде всего в искусстве, о природе эстетического и его многообразии в действительности и в искусстве, о сущности и законах творчества, о восприятии, функционировании и развитии искусства (Борев, Ю. Б. Эстетика : учебник. – Москва : Высш. шк., 2002. – С. 13).

Виды искусства – наиболее крупные классификационные группы исторически сложившихся форм художественно-творческой деятельности, различающиеся неповторимой спецификой и особым художественным языком.

– Виды искусства членятся по многим признакам (основаниям).

По материально-предметному способу воспроизведения действительности (по отношению к пространству и времени):

временные (динамические): музыка, литература;

– пространственные (статические):

изобразительные: живопись, скульптура, графика, фотография;

архитектонические: декоративно-прикладное искусство, дизайн, архитектура.

пространственно-временные (синтетические): хореография, театр, эстрада, пантомима, цирк, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.

Все классификации предельно условны.

Традиционные искусства:

мусические (в качестве материала – сам человек): литература, музыка, пение, танец, театр, цирк, пантомима);

технические (в качестве материала – естественные, природные материалы): живопись, скульптура, архитектура, ДПИ, дизайн.

Техногенные искусства: фотоискусство, радиоискусство, телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.

Экранные искусства: телевидение, кино, видео-арт, медиа-арт, нет-арт.

Зрелищные (игровые) искусства: хореография, театр, эстрада, цирк, кино, телевидение.

Выводы: 1. В отличие от других видов искусства кино имеет доподлинно известные место и дату рождения. 2. С самого своего рождения кино обладало такими качествами, как демократичность и доступность. 3. Практически все существующие виды искусства связаны с кино: кино – синтетический вид искусства. Практически каждый вид искусства так или иначе повлиял на развитие кино, «поделился» своими выразительными средствами, приемами. Но эта связь не только односторонняя.

3.2. Аудиовизуальная (экранная) культура – область культуры, связанная с получившими широкое распространение современными техническими способами записи и передачи изображения и звука (кино, телевидение, видео, системы мультимедиа). Аудиовизуальная культура – способ фиксации и трансляции культурной информации.

3.3. Кинематограф – составная часть массовой культуры. Массовая культура – это культурная ситуация, соответствующая определенной форме социального устроения. Одно из основных направлений массовой культуры – индустрия досуга, включающая массовую художественную культуру («развлекательные» жанры кино; телевидение; шоу-индустрия и т. д.), массовые постановочно-зрелищные представления. Кино как зрелище. В своей вековой эволюции киноискусство разрывалось между противоположными началами – зрелищностью и повествовательностью. Кино в начале своей истории – массовая ярмарочная забава, балаганное зрелище. В ХХI веке возрождение зрелищности кино (электронные средства монтажа, техническое переоснащение кинозалов). Повествование – территория телевидения (сериалы).

3.4. Кинематограф – составная часть медиакультуры (от лат. media – средство, посредник). Медиакультура – это со­вокупность информационно-коммуникативных средств, выработанных человечеством в ходе культурно-историчес­кого развития, способствующих формированию общественного сознания и социализации личности. Все виды медиа (аудиалъные, печатные, визуальные, аудиовизуальные) включают в себя культуру передачи ин­формации и культуру ее восприятия; медиакультура может выступать и системой уровней развития личности, способной «читать», анализировать и оценивать медиатекст, заниматься медиатворчеством, усваивать новые знания посредством медиа и т. д.

3.5. Кинематограф – одно из средств массовой коммуникации. Массовая коммуникация – это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т. д.) с помощью средств печати, радио, кино, телевидения, Интернета на большие рассредоточенные аудитории. Массовая коммуникация – это социально-ориентированный опосредованный вид общения; его главной функцией является не просто информирование, но и соединение рассредоточенных индивидов в социальной среде.

Информация, которая содержится в художественном произведении, – это не бытовая информация. У художественной информации своя специфика. В ее рамках коммуникация – не просто общение, но и получение сообщения, а в искусстве это сообщение особого рода. Его особость связана с тем, что существует возможность рассмотрения художественного произведения как знака. Основное качество художественной информации, которое выделяет российский философ М. С. Каган: «непереводимость в любую другую знаковую систему, невозможность ее «перекодирования» даже на другой художественный язык». Действительно, если научная информация легко переводится в любую другую систему, то художественная на это не способна.

Для выражения всего богатства художественного содержания искусству недостаточно одного языка. Ему необходим и музыкальный, и пластический, и живописный, и другие языки, позволяющие раскрыть разные стороны поэтической действительности. А отсюда выводится необходимость в целой серии знаковых систем.