logo search
История искусства и культуры II часть

§2. Искусство и культура второй половины XVIII века

Во второй половине XVIII века в России продолжает развиваться национальная культура. В этот период на культуру и искусство большое влияние оказывало дворянство, но также продолжалось засилье иностранцев. Однако русская наука и образование продолжали развиваться. Правительство принимает меры по распространению просвещения.

В развитии просвещения России второй половины XVIII века прослеживаются две тенденции: первое – это расширение сети учебных заведений; второе – усиление влияния принципа сословности в образовании. Согласно уставу народных училищ, утверждённому в 1786 году, в каждом губернском городе учреждались главные училища с четырьмя классами, а в уездных городах – малые народные училища с двумя классами. В первых двух классах обучали чтению и письму, изучали священную историю. В двух старших классах изучали историю, географию, геометрию, механику, физику и т.д. В обоих типах училищ было введено предметное преподавание. Устав народных училищ обеспечил резкое увеличение числа народных школ.

Если в 1782 г. в стране насчитывалось всего 8 школ с 518 учащимися, а в 1786 г. их было 165 с 11088 учащимися, то в конце столетия – 288 школ с 22290 учениками. В конце XVIII века уже существовало 5 кадетских корпусов вместо одного в первой половине столетия. Появились новые типы учебных заведений для дворян – благородные пансионы. В 1764 г. в ближайшей к Петербургу деревне Смольной создаётся Институт благородных девиц. При Смольном также имелось мещанское отделение для девочек не дворянского происхождения. В институте, помимо общеобразовательных дисциплин, воспитанниц обучали правилам поведения в семье и в обществе, а также домоводству: кулинарии, шитью, уходу за детьми и т.д.