logo search
41

Особенности культуры и искусства древней Греции.

Особенности культуры древней Греции: принципы периодизации, хронологические рамки. Неолитическая архаика в Средиземноморье - культура Крита и Микен. Хронотоп греческой культуры. Талассократия. Космос и социум. Олимпийская мифология и греческая культура как «бегство от хаоса». Гомеровский эпос. Агора и агон. Культурное своеобразие демократии; космизм, фатализм, героизм как основы греческого мировосприятия. Осевое время в культуре Греции. Ритуальный характер искусства. Архаика и классика в искусстве греков, их культурныйсмысл. Искусство древней Греции: эйдетический и пластический характер искусства. Эволюция художественных форм искусства древней Греции (Литература:, архитектура, скульптура, живопись). Театр древней Греции. Памятники и мастера. Повседневность древней Греции.

1. Гомеровский (XI–IXвв. до н.э.).

2. Архаический (VIII–VIвв. до н.э.).

3. Классический (V–IVвв. до н.э.).

4. Эллинистический ( конец IV–Iвв. до н.э.).

Древнейшая цивилизация на территории Греции получила у исследователей античности названиеКрито – микенской, поскольку ее центрами были остров Крит и город Микены на территории материковой Греции. В результате раскопок на северной стороне Крита, был открытдворец Кносса, а затем на южной стороне острова раскопали еще ряд дворцов – вФесте, Агия Триаде. Самым грандиозным из всех критских дворцов былДворец Кносса.

Живописная архитектура дворца. Контрасты света и цвета. Колонны расширились кверху и стояли по одной иногда по среди прохода. На стенах отлично сохранились фрески с самыми разнообразными сюжетами: морская фауна и флора – свидетельство островного положения дворца, игры с быком, очевидно, бывшим на Крите культовым животным. Дворец в Кноссе известен, как Лабиринт. Отсутствие симметрии было отличительной чертой всей Критской архитектуры, что подтверждается конструкцией всех известных критских дворцов. Запутанность ходов, внезапные спуски по лестницам и неожиданные повороты усугублялись неожиданными световыми эффектами, поскольку свет проникал только сквозь световые колодцы в потолке.

Царский дворец выполнял универсальные функции, был одновременно религиозным, административным и хозяйственным центром. Религиозные ритуалы совершались либо во дворце, либо на открытом воздухе, верховными жрецамибыли правитель и правительница,младшими критская знать.

Как и на Крите, основными центрами микенской культуры были дворцы. Микены имели сложную систему оборонительных сооружений, были обнесены стеной из неотесанных плит, в ширину достигавших до 6 м. – так называемой «циклопической кладкой».

Микенский акропольнаходился на возвышенности, окруженной равнинами и холмами, покрытыми оливковыми рощами. Попасть на акрополь можно было через так называемые «Львиные ворота», широкий пролет которых венчал треугольный рельеф с изображениями двух львиц. Недалеко от ворот были обнаружены гробницы ахейских царей с огромным количеством драгоценных украшений и утвари, а также золотыми посмертными масками.

В противоположность критским, дворцы ахейских владык отличались симметрией и имели четкую систему в расположении комнат и залов.

Судя по египетским источникам, между Критом и Египтом существовали довольно тесные связи. В некоторых обнаруженных на острове изображениях людей влияние Египта прослеживается отчетливо. Человеческие фигуры трактовались в духе египетского канона:

-ноги и лицо показывались в профиль

- плечи – развернутыми в фас

-глаза- смотрящими прямо на зрителя.

В религиозной жизни критян преобладали культы плодородия. Археологами обнаружены статуэткиБогини – матери. Немалое значение для Критской культуры имелобраз быка.Очевидно бык в культах плодородия символизировал мужское начало. В легендах, связанных с островом, фигурирует еще один бык, вернее полубык – получеловек –Минотавр.

Культура Этрусков была предшественницей культуры Древнего Рима. Этрурия представляла собой 12 городов – государств с рабовладельческим строем. Правильная планировка городов и ориентация улиц по сторонам света была введена в Этрурии раньше, чем в Греции. В живописи и скульптуре просматривается греческое влияние – Статуя Апполона из Вей, росписи гробниц в Корнето, Вульги. Бронзовое литье – Капитолийская волчица. Изготовление глиняных сосудов «буккенеро» (керамика буккенеро достижения этрусков).

Греческая культура космологична, т.е. ориентирована на порядок, в основе которого лежал мировой закон (логос). Идеи космического порядка-логоса воплотились в представлениях греков о красоте, мере, гармонии.

Дорические колонныассоциировались с фигурой мужчины, физически сильного, прекрасного своим физическим совершенством.Ионические колонныс женской фигурой, утонченной и нарядной.

Гармоничное и совершенное невозможно было выявить без сравнения, сопоставления, соперничества, проходивших обычно в форме состязаний, соревнований. Поэтому дух состязательности и соперничества агон пронизывает весь уклад греческой культуры. Состязания авторов трагедий и комедий, актеров, архитекторов, скульпторов, музыкантов.Агон–состязательное начало.

Олимпийская религия – была заимствована римлянами. Пантеон богов: политеизм (множество) богов, место пребывания – гора Олимп. Внешним видом напоминают людей. Во главе олимпийских богов находитсяЗевс– отец богов и людей, не являвшийся творцом мира.Аид– правитель подземного царства.Посейдон– повелитель водной стихии. Эллины продолжали верить в духов, населявших окружающий мир, особенно внимф – духов природы. Храмы – центры поклонения богам.

Главный храмовый цент Древней Греции – Дельфы. Обычно почитанием богов ведали – жрецы, а богинь – жрицы. Оракулы – жрические объединения.

Талассокра́тия (от др.-греч. θάλασσα «море» и κράτος «власть») — подтип государства (античного, средневекового или современного), всяэкономическая, политическая и культурная жизнь которого, вследствие недостатка земельных ресурсов или особого географического положения, сосредотачивается на деятельности так или иначе связанной с морем, морским судоходством, и контролем морских пространств и/или прибрежных регионов. Антиподом, а в некоторых случаях результатом, талласократии является теллурократия, т.е. контроль над обширнымиконтинентальными пространствами, составляющими ядро государства.

АГОРА рыночная площадь в городах Древней Греции, центр общественной и деловой жизни. Агора находилась подоткрытым небом и, как правило, была окружена общественными зданиями и главными святилищами города,а также торговыми рядами. В древнейших греческих городах рыночные площади складывались бессистемно,в городах же, заложенных в эпоху эллинизма, они планировались как единое целое. При детальномрассмотрении агоры в Афинах выясняется, что в ней сочетаются оба типа, так как древний рынок,возникший, по-видимому, без плана, был во 2 в. до н.э. обновлен в соответствии с принципами городскойпланировки той эпохи. Общественные здания, окружавшие афинскую агору, хорошо известны, посколькуописаны путешественником Павсанием, жившим в правление императоров Адриана, Антонина Пия и МаркаАврелия (середина 2 в. н.э.). В ходе раскопок, начатых в Афинах в 1931 Американской школой классическихисследований, удалось обнаружить развалины большинства упоминаемых Павсанием зданий.

Аго́н (др.-греч. ἀγών) — борьба или состязание у греков и римлян; игры во время религиозных или политических празднеств, например Агоналий.

Важнейшие особенности древнегреческой культуры

Перечислим важнейшие особенности древнегреческой культуры.

1) Космизм (космоцентризм, космологизм) от греч. kosmos - организованный мир, вселенский порядок. Имеется в виду восприятие мира как живой и упорядоченной целостности, частью которой (микрокосмом) является человек. Более того, можно утверждать, что чувственно-материальный космос был для эллинов тем божественным Абсолютом, выше которого они не мыслили себе истины, красоты, порядка и справедливости. Боги, которым поклонялись эллины, выступали, по сути, персонификациями различных аспектов космоса.

2) Повышенный интерес к человеку, побуждающий некоторых авторов говорить даже об антропоцентризме. Но все-таки человек находился не в центре мироздания, а в центре внимания самих эллинов. Отсюда – отчетливый антропоморфизм древнегреческих богов. Отсюда – знаменитый философский тезис: «Человек – мера всех вещей». Отсюда и поразительный факт: самыми авторитетными текстами для эллинов были не мифы, посвященные богам, а две эпические поэмы, «Илиада» и «Одиссея», повествующие, главным образом, о приключениях и подвигах людей.

3) Утверждение ценности полиса как необходимейшего условия нормальной человеческой жизни. Философы, художники, поэты почитали своим естественным долгом прославлять собственный полис и воспитывать для него достойных граждан.

4) Культ человеческой телесности и одновременно слабый психологизм. Дохристианская античность не открыла «внутреннего человека», не познала бездну человеческой души (если, как говорят, глаза являются зеркалом души, то стоит заметить, что у древнегреческих скульптур нет взгляда…) В этом смысле культура Эллады, по определению ее знатока, философа А.Лосева, была внеличностной.

5) Аисторизм, т.е. неисторичность, неспособность воспринимать историю как единый и направленный процесс. В Греции появились авторы-историки, самые знаменитые – Геродот и Фукидид. Однако их сочинения – это рассказы о достопримечательностях, о славных событиях и великих людях, т.е. это перечень ярких фактов, которые так и остаются фрагментами, не объединенными логикой, не выстраиваемыми в тенденции.

6) Совмещение фатализма и героизма, которое с большой художественной силой выразила древнегреческая трагедия. Фатализм (лат. fatalis – роковой, fatum – судьба, рок, неизбежность) – признание всевластия судьбы. Если вдуматься, это прямой вывод из космизма, растворяющего человеческую активность в природных процессах и ритмах. Но эллины ценили мужество тех, кто спорит с судьбой, действует невзирая ни на что.

7) Агонистика (греч. аgonia - борьба) – нацеленность на постоянную борьбу, соперничество, на то, чтобы превзойти всех. Агональный дух буквально пронизывал все сферы жизни эллинов – и Олимпийские игры, и театральные постановки, и философские споры, и судебные тяжбы, и мифология, и политику. Он же и придавал древнегреческому фатализму героический характер. Видна связь агонистики эллинов с их представлениями о загробном мире – сумрачном и тоскливом царстве теней… Эллины хорошо бы поняли современный рекламный призыв: «Возьми от жизни все!», и не согласились бы с принципом: «Главное не победа, а участие».

8) Отвлеченный рационализм, любовь к истине ради истины – в отличие, например, от древних египтян, да и от римлян, искавших преимущественно прикладное знание. Переход от эмпирических (опытных) представлений к понятийно-доказательному, теоретическому знанию сыграл большую роль в становлении науки. Но ее развитию в античном обществе мешало господство в нем мифологического мышления, которому отдавали порой дань даже величайшие мыслители. По словам английского писателя Г.К. Честертона, «греки за дриадами не видели лес»…

Осевое время

Сократа нередко называют основателем истинной греческой философии. Сократ будучи далеко не первым греческим философом совершил переворот, выработав новый метод философского мышления. Наиболее известным его учеником был Платон. Именно благодаря Платону до нас дошло учение Сократа. Сократ был обвинен в развращении молодежи и приговорен к смерти через принятие яда. Центральное место в философии Сократа занимают понятия блага и благодетели. По Сократу, основное предназначение знания – помочь человеку реализовать себя в жизни и прожить ее добродетельно. Знание – это источник нравственного совершенства и жизненного счастья. Истина должна родиться в споре, а цель философа чтобы помочь этому процессу.

Сократ – родоначальник диалектики как метода отыскания истины путем постановки наводящих вопросов.

Платон – согласно Платону, бытие идея, т.е.нематериальное, бестелесное образование. Платон полагал, что идеи как прообразы, по которым сотворены все вещи материального мира – формируют особое царство, существующее независимо от человека. Платона считают основателем объективного идеализма. Платоном было разработано учение об идеальном построении государства. Платон активно разрабатывал диалектику.

В период Империи получают большое влияние и широкое распространение основные течения римской философии – эпикуреизм, стоицизм. Все они продолжают греческие течения. Главные фигуры римского эпикуреизма – Лукреций и Цицерон. Лукреций развивает идеи о естественном происхождении и существовании мира и человека, прославляет человеческий разум. Эпикуреизм призывал радоваться и наслаждаться жизнью, ибо главным источником наслаждения является сам факт жизни.

После смерти не будет никаких наслаждений, поскольку не будет самой жизни. В своих трудах Цицерон стремился популяризовать все школы и течения греческой философии. В собственной же концепции он сочетал эпикуреизм и стоицизм.

Римский стоицизм – представители Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Они рассматривали философию прежде всего как учение о достижении нравственного идеала, внутренней духовной свободы и счастья. Путь к этому они видели через примирение с внешними обстоятельствами, через стремление к добродетели и отказ от мирских соблазнов- богатства, почести, знатности. Стоицизм, особенно воззрения Сенеки, оказал сильное влияние на раннее христианство.

Эллинизм – историческая эпоха с воцарения Александра Македонского в 336 г. до н.э. и его завоеваний на Востоке до включения Птоломеевского Египта в состав Римского государства в 30 г. до н.э. Распространение и утверждение греческой культуры происходило в условиях непрерывных военных действий, когда их результаты и жизнь целых стран находилась в зависимости от индивидуальности и таланта полководца, что привело к переоценке в общественном сознании многих процессов общественной жизни. Прежде всего сформировался общественный идеал, которым стала не гражданская норма или отвлеченный собирательный образ, а конкретная выдающаяся личность.

Уже с конца 4в. до н.э. греки начинают обожествлять в прямом смысле своих царей и полководцев, создавая им статуи и алтари, учреждая ежегодные празднества в их честь. Предоставленный самому себе, человек стремится к более тесному общению с божеством, от которого уже ждет не благоденствия отечества или победы оружия родного полиса, а личного спасения.

В эллинистический период появляются новые философские учения эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, кинизм (цинизм).

Кинизм –основателем этого направления считается Антисфен, а наиболее известным представителем Диоген Синопский. С точки зрения киников наиболее важным является воздержание, аскеза. С их точки зрения – родители не заслуживают благодарности ни за то, что они нас породили, ибо все сущее произошло от природы, ни за то какими мы родились, т.к. причина этого в смешении элементов.

Эпикурейство. Основатель Эпикур. По его мнению любое живое существо стремиться к благу и наслаждениям, и у человека есть все необходимое для счастья. Эпикур полагал, что страдания и удовольствия исключают друг друга: там, где есть удовольствие нет места для страдания, и наоборот где есть страдание, нет места для удовольствия.

Стоицизм. Стоики признавали только существование тел, которые совершают определенные действия или претерпевают определенные воздействия со стороны. В основе этики лежит представление о том, что человек должен жить в согласии с природой, только таким путем он может достигнуть гармонии и счастья. Стоики понимали счастье, как отсутствие влечений и страстей.

Скептицизм. Основатель Пиррон. Основная цель – достижение невозмутимости. Любая вера вызывает в человеке замешательство, страх и другие негативные эмоции. По мнению скептиков – истины не существует. Любые противоречия лишь причина беспокойства, а потому от их признания целесообразно отказаться.

Эллинистические религии таинств.

1.Культ фригийской богини Кибелы и ее возлюбленного Аттиса. Весной в праздник божественных возлюбленных, разыгрывались драмы – мистерии, содержанием которых были оскопление Аттиса, его смерть и воскрешение. Устраивались праздничные шествия, оргиастические пляски, во время которых калечили себя в честь бога Аттиса. Религия женская.

2.Синтетическая религия Исиды и Осириса. В мифе Исида воскрешает Осириса (египетский миф). В конце октября устраиваются шествия – «поиски» Осириса. Вершина праздника нахождение фигурки бога. Затем следовали ритуальные омовения и десятидневный пост, а также священная трапеза. Добровольные самопожертвования. Аскеза, самоконтроль. ИСИДИЗМ был государственной религией Александрии. Храмы подвалы, тайные действия, праздники, чтобы собрать Осириса.

3.Нитроизм. Нитра – иранское божество. Идея мирового пожара, благодаря пожару очищение, Личностный контакт человека и бога. Имеет воплощение в искусстве. Ритуал: 1.Жертвоприношение, 2.Храм под землей,3.Космичность религии. 4.Убийство- обряд сожжения быка

К основным чертам греческого искусства Б.Р. Виппер относит:

  1. неопровержимую логику греческого искусства;

  2. персональный характер греческого искусства;

  3. «эйдетическое» свойство, т.е. тенденцию к наглядности, образности.

Структура книги представляет собой описание основных периодов развития греческого искусства. Согласно Б.Р. Випперу, анализ любого периода лучше всего начинать с архитектуры по двум причинам: 1) знакомство с архитектурой вводит в быт и обычаи строителей; 2) принципиальные основы художественного стиля формулируются яснее и последовательнее именно в архитектуре, как наиболее абстрактном и математическом из искусств.

В каждом периоде искусства рассматривается также развитие скульптуры, живописи и вазописи.

Крито-микенское искусство

Обращаясь к критской культуре как основному и древнейшему предвосхищению греческой культуры, Б.Р. Виппер определяет тему критского искусства как «весь мир, включая маленькую раковину или колеблемое ветром растение. Критское искусство посвящено вообще не столько человеку, сколько всей натуре, пейзажу» (С.18).

Архитектура

В области эгейской культуры почти отсутствует сакральная архитектура, поэтому предметом анализа становится городское и крепостное строительство (поселения открытого и закрытого характера), эволюция жилого дома (круглое и прямоугольное строение) и отчасти – различные типы могил (погребение в естественных гротах и пещерах, микенские шахтовые гробницы, купольная гробница).

Анализируя архитектуру критских дворцов, Б.Р. Виппер отмечает особенности росписи и орнаментировки стен.

Основной мотив критской орнаментики – спираль, которая повторяется и в стенном форизе, и в украшениях потолка. Характерным для критского искусства является и метод применения спирали – в виде непрерывно нанизанной ленты спиралей или в виде «бесконечного рапорта», где нет ни начала, ни конца, где один орнаментальный ряд непрерывно зацепляется за другой, заполняя освобожденный им промежуток.

«Не менее типичен для критского искусства и орнамент, украшающий нижнюю часть стены, совершенно произвольный, лишенный всякого порядка и, вместе с тем, полный органической динамики, напоминающий не то контуры облаков, не то потоки вояных струй, не то узоры мраморных жилок» (С.25).

В области архитектуры ярко и последовательно сказывается различие между критским и микенским искусством. Микенцы заимствуют у Крита много архитектурных форм и приемов: например, колонну, плоскую крышу, декоративные мотивы. Но эти внешние заимствования не сказываются на архитектурной концепции в целом. Микенские дворцы, построенные обычно на вершине холмов, имеют вид небольших замкнутых крепостей. Основной тип микенской архитектуры – мегарон (прямоугольное внутреннее помещение с предшествующим ему открытым портиком).

Анализ крито-микенской архитектуры приводит автора к определению некоторых общих особенностей критского искусства: