Лекция № Становление и развитие библиотековедения
Вопросы.
Предыстория библиотековедения. Возникновение и развитие библиотековедческой мысли.
Библиотековедческая мысль Средневековья.
Развиите библиотековедения в 18 веке.
Становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины в 19 веке.
Развитие библиотековедения в ХХ веке.
Литература.
История библиотековедения подразделяется на два этапа:
1.Предыстория библиотековедения.
2. Становление и развитие библиотековедения как науки и учебной дисциплины.
В свою очередь они подразделяются на периоды:
Библиотековедческая мысль древности.
Библиотековедческая мысль средневековья.
2. Этап библиотековедения.
Период единого мирового буржуазного библиотековедения (XIX в.).
Период бифуркации — разделения библиотековедения на социалистическое и буржуазное (XXв.).
Период дебифуркации — прогнозируемый4 период развития библиотековедения как единой науки на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXIв.)
Предыстория библиотековедения (возникновение и развитие библиотековедческой мысли, середина II тысячелетия до н.э.—XVIII в.)
Под библиотековедческой мыслью понимаются самые первоначальные, самые элементарные идеи и представления о библиотеках и библиотечном деле, которые еще не приобрели уровня собственно научного знания, не образовали дисцплинарную систему, представляя собой лишь эмпирическое восприятие библиотечного дела сознанием человека. Это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках и библиотечном деле. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения заключена в том, что первая послужила отравной точкой возникновения, становления и развитая последнего как научной и учебной дисциплины. Хронологически библиотековедческая мысль более чем на два тысячелетия опережает библиотековедение, является его предысторией.
1 .Этап библиотековедческой мысли.
Для возникновения библиотековедческой мысли должен был существовать целый комплекс объективных причин и условий. Непосредственно она связана с возникновением первых библиотек примерно в серединеIIтысячелетия до н.э.
По мере увеличения числа древнейших библиотек происходило постепенное накопление данных об их деятельности, а затем возникла объективная потребность в осмыслении имеющихся сведений, их анализе, обобщении, выявлении наилучших способов организации работы библиотек и т.д. Эти функции вначале и взяла на себя библиотековедческая мысль.
Уже в библиотековедческой мысли древности прослеживаются самые первоначальные, самые элементарные представления о том, что ныне называется библиотекой, организацией, хранением, описанием, каталогизацией библиотечных фондов.
Средневековье наложило неизгладимый отпечаток на библиотековедческую мысль. Почти монопольное положение церкви в области библиотечного дела обусловило его религиозную направленность. Библиотеки рассматривались в качестве очагов распространения клерикальной культуры, и этот подход предопределял содержание и формы их работы. Основное внимание уделялось сохранению и сбережению книжных богатств, их учету, расстановке, описанию, каталогизации, а не использованию. Широкое распространение получили запреты на чтение"еретической" литературы, составление списков запрещенных, "отреченных", "ложнонаписанных" и других книг, характеризовавшихся инакомыслием.
В это время библиотековедческая мысль находила отражение в различных церковных инструкциях, наставлениях, памятках книгохранителям. После изобретения книгопечатания появились первые печатные труды и руководства по библиотечному делу: "Совет, как устроить библиотеку" (1627) Г. Ноде (1600—1653) и др.
Характерной чертой средневековой библиотековедческой мысли было понимание библиотеки как собрания книг, доступного лишь узкому кругу. Эту особенность О.С. Чубарьян образно обозначил как "книгохранилищный уклон".
В период Великой французской революции (1789—1794) наметился весьма заметный сдвиг в развитии библиотековедческой мысли. Так, радикально изменилось само представление о библиотеке. Она начинает рассматриваться как "школа для граждан", призванная играть важную роль в организации школьного, внешкольного образования и непрерывного самообразования. В первоначальном виде зарождаются идеи общественной библиотеки, специальной библиотеки, сети библиотек, широко доступной народу, и т.п. Революция явилась апофеозом развития всей предшествующей библиотековедческой мысли, особенно в плане ее демократизации.
Начало развития библиотековедческой мысли в России относится к XI—XIII вв.
Этап российской библиотековедческой мысли — предыстория российского библиотековедения (XIв.—XIIIв.).
Этап российского библиотековедения.
Период российского буржуазного библиотековедения (XIX в.).
Период российского социалистического библиотековедения (XX в.).
Прогнозируемый период соединения российского библиотековедения с
мировым библиотековедением на методологической основе общечеловеческих ценностей (XXIв.).
По причинам, связанным с монголо-татарским игом и другими историческими факторами, состояние библиотечного дела страны столетиями было обречено отставать от многих европейских государств. Это сказывалось и на уровне, и на содержании библиотековедческой мысли. По многим направлениям она длительное время была вынуждена следовать зарубежным образцам.
Вместе с тем Россия, как показывают исследования, внесла определенный вклад в развитие мировой библиотековедческой мысли. Так, еще на заре российской государственности книгоохранительная функция библиотек не рассматривалась как их основная, преобладающая функция, что было некоторым шагом вперед по сравнению с зарубежьем. Довольно рано сложилось и более широкое понимание общественной роли библиотеки, которое не сводилось только к служению Богу, к организации церковных служб, а предполагало и другие функции, в том числе делового характера.
Активно библиотековедческая мысль в России развивается в XYIII в. К концу XYIII—началу XIX в. в мире уже сложились основные предпосылки для возникновения библиотековедения как науки: накопилась достаточно богатая империческая база, оформились некоторые важные идеи, которые могли быть положены в основу новой науки.